Татары Армянской Области
И. Шопен — 1829-1832 гг.
Пришельцы,
поселившиеся в Армянской-Области разделяются на давних и новейших.
От давних
пришельцев произошли все мусульмане, населяющие область, за исключением
упоминаемых выше Курдов.
С
половины XI
столетия начали появляться в Персии, Армении, Грузии и Малой-Азии грозные
полчища диких племен, известных в древности под названием Скифов и Сарматов, а
впоследствии под общими именами Сельджуков, Моголов, Татар и Турков. Первое
нашествие на Армению было произведено Сельджуками, второе Чингисханом, а
последнее Тимур-Ленгом, после которого Армения и Грузия остались уже безусловными
данниками мусульман.
При
каждом из сих нашествий меч истреблял без пощады туземных жителей, не успевавших
спасти себя бегством и победители поселялись в опустошенных и опустелых
селениях. Таким образом, в разное время и из разных Татарских племен
образовалось магометанское население области, между которым следы Аравитян,
также владевших Армениею с 702 по 1021 год, за исключением некоторых местных
названий, совершенно изгладились под могучим влиянием Татар, так что ныне нет
возможности показать отдельно народонаселение каждого поколения или общества,
которые, время от времени, так перемещались между собою, что все различия между
ними исчезли. Достаточно привести названия главнейших племен:
Баяты, первоначально вышли с Чингисханом
из пустынь Татарии и расположились в Малой Азии; часть из них, под
предводительством султана Баязида, сражалась против Тимура; после разбития
Турецкого султана, победитель отправил их в Диярбекир, оттуда, впоследствии, по
неудовольствиям они переселились в Багдадский Пашалык, где оставались до времен
шаха Тахмаспа, который перевел их в Персию, под общим названием Кызылбашей, и
поселил: часть около Тегерана, часть в Мазандеране; отсюда наконец шах Аббас
переселил их в Хорасан. Во время шахов династии Сафи, считалось в Персии около
40 тысяч алачуков или семейств, принадлежавших поколению Баят.
Однако,
большая часть этого поколения осталась в Малой Азии, откуда в разные времена
переселилась в Армянскую-Область. Часть же перешла сюда и из Мазандерана.
Большая
часть Баятов в Армянской-Области принадлежат к племени Гаджи-Бегли.
Каджары составляют, после Баятов, самое
значительное поколение мусульман, обитающих в Армянской-Области и также, как и
они, совершенно перемещались с прочими магометанами. После нашествия Татар на
Малую Азию, поколение Каджаров расположилось первоначально в Сирии, где
оставалось до того времени, когда Тимур-Ленг переселил их в Персию. Здесь они
участвовали во многих политических переворотах, и были, вместе с Баятами, в
числе семи поколений, помогавших шаху Исмаилу-Сефеви в достижении престола, шах
Аббас-Беликий, впоследствии разделил их на три колена: первое поселил в Гяндже
(Елисаветополь), для укрощения Лезгин; второе в Мерве (столице древней
Марджияни), для отражений Узбеков; третье колено поселил в Мазандеране, для
удержания хищных Туркмен.
Колено,
занявшее Гянджу, усердно служило Надир-шаху, и в знак преданности к нему
приняло название: Каджар-Авшаров; но после смерти его, почти вовсе
уничтожилось.
Второе
колено, называемое Уздакли, успело сохранить в своей власти город Мерв; но
третье, поселенное в Мазандерани, значительно усилилось и давно бы уже достигло
первенства в Персии, если бы внутренние раздоры не содействовали его
ослаблению.
Мазандеранские
Каджары разделялись на два рода: Юхаре-баш (верхний) и Ашага-баш (нижний).
Юхаре-баш всегда почитался старшим до того времени, когда Надир шах предоставил
первенство Ашага-башцам; но знаменитый Ага-Мухаммед хан, наследственный хан
Юхаре-башский, восшествием на Персидский престол и передачею верховной власти
своим наследникам, возвратил своему роду первенство. Последний сардар
Эриванский и большая часть чиновников его были также этого племени, которое
доныне главным местом пребывания имеет город Астер-абад, в Мазандеране.
На
Мазандеранском наречии, Каджар значит беглец.
Казахи, древние Косоги; вероятно
одноплеменный народ с Хазарами Армянских и Грузинских историков, и нынешними
Кайсаками, поселились в Малой Азии в XI столетии. Они переправились
через Аму-дарья в одно время с Сельджуками и Узами. Первый раз упоминает об
них, около 948 года, Константин Багрянородный, показывающий отечество Казахов
за Кубанью... «За Зикиею», говорит он: «находится Папагия; за Папагиею,
Казахия, за Казахиею Кавказские горы, а за ними отечество Аланов».
Клапрот,
приводя это место, старается доказать, что Черкесы и Казахи суть один и тот же
народ: «слово Казах», говорит он, «происходит от глагола кесмак (резать), а
Черкес, от чер (дорога) и того же глагола кесмак, что значило бы перерезывающий
дорогу, или разбойник». Все это может быть, но на Татарском языке, а не на
Черкесском, не имеющим с ним ничего общего, так как Татары и Черкесы суть
народы совершенно разного происхождения. Вероятно, когда кочующие племена из
Средней Азии подвинулись к западу, Косоги, или как сами они произносят — Касах,
перекочевали к стороне Черного моря, и заняли часть степи, между Волгою, Доном
и Кубанью, отчего край этот наименован Касахия, а народы, обитавшие в нем,
впоследствии получили имя Казахов.
Архиепископ
Стефан Орбелиан в Истории фамилии своей повествует, что в 1049 году Исмаилиты,
потомки Агари, напали на христиан; они собрались «в Хорасане, в Хоразме, в
Хузистане и в Фарсистане, в Кирмане, в Бухарии, в Мазандеране, в Ираке, в
Багдаде, в Басре, в Арране и в Азербайджане, и вооружили безчетное множество
Персиян, Казаков (Кашкай), Хоразмиян, Аравитян и Туркистанских Скифов». Это
место достаточно доказывает, что ученый ориенталист Клапрот ошибся, полагая,
что Черкесы и Казахи составляли один и тот же народ. Впрочем, сам Клапрот
указывает на древние наши летописи, где ясно говорится, что Казахи, суть
Коссоги.
При
Грузинском царе Георгий II
(1072—1089) некоторое число Казахцев, усердно помогавших ему в войнах против
его неприятелей, поселилось в Грузию, в нынешнюю Казахскую-Дистанцию, где
основалось, и откуда распространилось в окрестностные округи Турции и
Армянской-Области.
Главные
общества этого поколения называются:
Карапапахцы:
840 семейств; 4,619 человек.
Бёюк-Чобанкара:
159 семейств; 988 человек.
Сарашли:
90 семейств; 541 человек.
Дамирчили:
31 семейств; 228 человек.
Керим-бегли:
55 семейств; 357 человек.
Кафарли:
98 семейств; 652 человек.
Шейхлар:
34 семейств; 232 человек.
Карабагли:
12 семейств; 68 человек.
Джафарли:
16 семейств; 82 человек.
Али-Шарурли:
12 семейств; 75 человек.
Гёдакли:
24 семейств; 158 человек.
Джамилли:
10 семейств; 65 человек.
Чахирли:
57 семейств; 308 человек.
Кёрки-башли:
13 семейств; 72 человек.
Итого:
1,451 семейств; 8,445 человек.
Из всех
этих тайфа или обществ Казахцев, вероятно первобытное было Карапапахское
(Черные-Шапки); никакого нет сомнения, что этот народ одноплеменный с тем,
который, говоря одинаким с ним языком и ведя одинакий образ жизни, обитает
доныне в окрестностях Аральского моря, под именем Каракалпаков и должно
полагать с достоверностью, что они же известны были предкам нашим под именем
Черных Клобуков, составлявших одно поколение Печенегов.
Айрумли; после уничтожения Иконийского
Султанства, владевшие здесь Татары рассеялись и часть их поселилась в Армении,
где приняла название Айрумли или Римлян. Здесь они разделились: большая часть,
под именем Шахсевенцев, отправилась далее в Персию; часть же, оставшаяся в
Армении, образовала поколения Айрумли, Сеидли-Ахсахлы, Ташанли и Саотли.
Следующая таблица показывает исчисление каждого из сих поколений:
Айрумли:
631 семейств; 3,484 человек.
Сеидли-Ахсахли:
311 семейств; 1,754 человек.
Ташанли:
124 семейств; 565 человек.
Саотли:
160 семейств; 1,004 человек.
Итого:
1,226 семейств; 6,807 человек.
Муганли суть остатки древних Моголов, и,
вероятно, потомки того поколения которому принадлежал Чингисхан; около 200
семейств из них остались в Армянской-Области, где живут преимущественно в
Карпибасарском Магале.
Шахдилинцы и Садараклинцы, два другие общества, происхождения Татарского,
вероятно Каджарского племени, поселились в Ведибасарском Магале, первое в
селении Веди-улия, второе в селении Садарак и в верхней части Капанского
Ущелья. Народонаселение их следующее:
Шахдилинцы:
164 семейств; 995 человек.
Садараклинцы:
149 семейств; 940 человек.
Кара-коюнли принадлежат поколению
Кара-коюнли (Черных Баранов), которые в начале XV столетия междоусобиями своими с
Ак-коюнлинцами произвели столько кровопролитий в Персии и в Малой Азии. Ныне
они обратились в земледельцев и окончательно смешались с другими Татарами.
Кянгарли, древние Канглы или Печенеги,
занимают Нахчыванскую Провинцию; черты их лица, голубые глаза и белокурые
волосы явно доказывают происхождение из севера.
Кянгарли
разделяются на многие поколения, из коих главные суть:
Юрчи,
Кизилли, Сарбанлар, Халхалли, Пир-гасанли, Салаги, Ага-бегли, Гёгам,
Кара-беглер, Джагатай, Кара-хан, Гаджилар, Джемшидли, Биллиджи, Кизил-кишлаги,
Куртлар, Кара-долаги, Шабанли, Кялфир, Аравсякли, Караджали, Кара-гессарли,
Панагли, Али-ханли, Софилли, Бег-дилли, Али-Апкярли, Дидаварли, Болгарли,
Курд-Махмудли, Алиянли, Зиятли и Баргушатли.
Все эти
общества перемешались до такой степени, что ныне нет возможности показать народонаселение
каждого из них порознь. Вообще же, всех Кянгарли в Нахчыванской Провинции:
В
городе: 411 семейств; 1,694 человек.
В
провинции: 1,022 семейств; 4,779 человек.
Итого:
1,533 семейств; 6,473 человек.
И.Шопен — Исторический памятник
состояния Армянской-Области в эпоху её присоединения к Российской Империи
(1852)
No comments:
Post a Comment