Sunday, August 10, 2014

Казахская дистанция (1836)

Казахская дистанция





Состояние в Казахской дистанции народонаселения часто подвергалось важным изменениям. Склонность жителей к кочевой жизни, частые набеги кочующих народов, нападения персиян и турок, коим Грузия подвергалась даже в XIX веке, и наконец, притеснения от агаларов, были причиной, что население дистанции беспрестанно уменьшалась, или увеличивалось, смотря по обстоятельствам.

По камеральному описанию 1831 года исчислено в находящихся там 69 селениях 4,960 дымов с 17,632 душами мужского пола. В последнее время главная причина уменьшения в народонаселении происходила от переселения жителей в другие провинции, преимущественно же в Карабахскую и Елизаветпольский округ: терпя притеснения от агаларов, и по многим другим причинам, жители покидали селения и свободно переходили в мусульманские провинции, где избирали для себя места и оставались на жительство. Само устройство в дистанции домов и образ жизни туземцев, подходящий ближе к кочевой нежели к оседлой, много способствует таким переселениям: что может привязать жителей к селению? Постройка хижины не стоит ни малейших трудов; пожитки весьма невелики, и всегда хранятся в чемоданах: в несколько часов семейство может собраться и со всем имуществом отправиться в путь. Система наделения полей водою делала их равнодушными даже к обработанным полям: так как каналами владели несколько человек, преимущественно из агаларов, то жители никогда не были уверены в успех жатвы, которая зависит от доставки напускной воды. Во время их переходов, стада находят в пути обильные пастбища; сами они, под благотворным небом юга, не имеют нужды в хижинах; пищу, в которой обыкновенно соблюдают большую умеренность, получают от своих стад. Можно надеяться, что при благодетельных мерах, принятых правительством для улучшения вообще в том крае гражданского устройства и домашней жизни туземцев, подобные переселения сами собой неминуемо прекратятся.
Как селения вообще, так и все жители в частности, наделены землями неуравнительно. Татары владеют лучшими и обширнейшими; армяне же живут по большой части в горах, которые пахотными местами не изобилуют, и от того принуждены нанимать земли у агаларов. Обыкновенно распределение в селениях земель между жителями производится или по количеству платимых каждым дымом казенных податей и повинностей, или по воле агаларов. Посевом хлеба, несмотря на недостаток земли, преимущественно занимаются армяне, которые вообще не столь части переменяют свои жилища, как татары. Армяне сеют на каждый дым: озимого от 1 до 12 четвертей; ярого от 1 до 3 четв.; татары — озимого от 1 до 10 четвер., ярого от 1 до 4 четв., — смотря по состоянию.

Поверхность Казахской дистанции, как сказано выше, содержит 3,200 кв. верст; следовательно, на каждую кв. версту приходится по 5,5 душ мужского пола: население весьма небольшое для жителей, занимающихся преимущественно земледелием, но весьма хорошее для тех, которые имеют большие стада и живут в гористых местах, бедных пахотной землей.

Жители тамошние разделяются на 4 класса или сословия: 1) на агаларов, агаларских родственников и меликов; 2) духовенство (священники, диаконы, муллы); 3) крестьян или земледельцев. Кроме того, обычай, который сохраняется до этого времени, ввел еще один класс людей свободных от платежи казенных податей и повинностей: к нему принадлежат 4) ковхи или деревенские старшины, чавуши или десятские, с их семействами, сеиды, дервиши, агаларские служители и некоторые другие.

Агалары или татарские беки, и мелики или армянские дворяне, получают по назначению правительства в управление одно или несколько селений, с тем, чтобы пользоваться определенными с них доходами, наблюдая за поведением жителей. Родственники агаларов и меликов, будучи лично изъяты от платежа в казну податей и повинностей, имеют положительное число прислуги и право обрабатывать для себя, посредством жителей, некоторые участки земли. Духовенство, кроме освобождения от платежа податей и повинностей, других преимуществ не имеет. Крестьяне в Казахской дистанции все вообще суть казенные; однако же, в некоторых отношениях можно принять их за подвластных агаларам, их родственникам и меликам.

Жители Казахской дистанции состоят из татар и армян. Число первых составляет 12,836, а последних 4,796 душ мужского пола. Татары исповедуют религию магометанскую, а армяне — армянскую. Между магометанами находятся сунниты и шииты; но число первых значительно превосходит число последних.

По разности в происхождении народа, принадлежащего к двум племенам, существуют там и два языка: татарский — общеупотребительный между всеми без различия жителями, и армянский, которым говорят только армяне между собой.

Жители Казахской дистанции, будучи довольно сильны и крепки, обыкновенно роста среднего, лицом несколько смугловаты. Они вообще отличаются гостеприимством: — гость, и все ему принадлежащее, почитается неприкосновенным. Впрочем, татары, соблюдая это обыкновение в отношении гостей, предаются воровству и грабежу, — это отчасти, особенно в прежнее время, поддерживалось отношениями их к агаларам. Армяне, не имея этих наклонностей, отличаются хитростью и обманами. В домашней жизни, как те, так и другие, весьма умеренны и бережливы. Леность составляет отличительный порок татар; они, кроме полевых работ, не занимаются почти никакими ремеслами; армяне же гораздо трудолюбивее, занимаются не только земледелием, но и разными ремеслами, снабжая татар своими произведениями, в особенности земледельческими орудиями. Женщины татарские любят трудиться, и весьма искусны в разных рукодельях.

Обычаи татар и армян, кроме касающихся до религии, совершенно сходны. Старший в семействе почитается и получает знаки уважения от прочих членов; в случае смерти отца, старший сын заступает его место, и сколько бы ни было братьев, все они живут нераздельно в одном семействе. Женщины, как армянские, так и татарские, никогда не показываются сторонним мужчинам, и даже закрывают лицо от живущих в одном семействе родственников; занимаемые ими комнаты недоступны для посторонних. Зажиточные люди строят для гостей особые дома. Баки зависят от воли родителей, и некоторым образом от согласия жениха; о желании же невесты вовсе не заботятся: сосватывают обыкновенно малолетних, и при самом заключении договора родители условливаются о цене невесты; после этого жених обязан заплатить отцу ее известную сумму денег, несколько рогатого скота, изготовить одежду ей и угощение для посетителей. Плата за невесту соразмеряется с одной стороны с ее красотой, а с другой с состоянием жениха; обыкновенно самый бедный платит от 20 до 40 руб. серебром, богатый — по 500 руб. серебром и более, и сверх того некоторое количество рогатого скота и разное одеяние. Невеста приносит в приданое медную посуду, некоторые женские украшения, сделанные своими руками, ковры, паласы, сумы и тому подобные вещи, необходимые в хозяйстве.

При рождении, особых обрядов не наблюдают, кроме того, что имеют обыкновение посыпать новорожденного солью; а чрез три дня после родин делают пир, на котором гости дают бабушке деньги. При погребении, также ничего особенного, кроме вечерних столов, не бывает. Достойно примечания только то, что у татар дни обедов по умершим назначены те же, как и у нас, именно: в 7-й и 40-й дни после кончины.

В Казахской дистанции не существует ни школ, ни других каких либо публичных заведений, для образования юношества; одни только приходские священники и муллы занимаются в некоторых селениях обучением детей грамоте. Но нельзя не заметить, что тамошние жители имеют наклонность к учению, охотно принимают улучшения во всем частям, не придерживаясь предрассудков старины; доказательством первого служит то, что некоторые из богатых людей, а особенно из агаларов, отсылают своих детей для образования в Тифлис.
Жилища тамошние суть дарбазы, или хижины, вырытые в земле, покрытые деревом и сверху засыпанные землей; для поддержания потолка укрепляют внутри 4 деревянных столба; крышу делают обыкновенно круглую; огонь раскладывают на полу среди хижины в небольшом углублении, обложенном камнями; для выхода дыму оставляют в потолке отверстие. В этой же хижине устраивают следующим образом печь для печения хлебом: вырыв не глубокую яму, вмазывают в нее круглый глиняный сосуд; чтоб испечь хлеб, раскаливают этот сосуд и приливают лепешки из теста к его стенкам. Обыкновенно прошив входа ставят в дарбазе возле стены низкую скамью (тахигу) на которой кладут торотаные чемоданы с одеждой и другими пожитками; а по стене развешивают оружие. Бедные жители держат в дарбазах и скот, кроме однако овец, для которых делают в отдалении от селений особые помещения; но богатые имеют отдельные жилища для женщин, летние дома и сверх того дома для гостей. Летние жилища, устраиваемые на поверхности земли из мелких нетесаных камней, имеют стены только с трех сторон, четвертая же остается открытой, и во время непогоды завешивается войлоком. Назначаемые для гостей дома располагаются совершенно иначе: они состоят из подземной комнаты с камином и широкими по сторонам лавками; в ней же помещаются всегда и скот, однако за тонкой перегородкой до половины всей высоты комнаты.

Казахские татары, перекочевывая на лето в горы, живут там в шалашах, называемые алачугами, которые делаются из тростника, или тоненьких палочек, и покрываются войлоками. В строгом однако же смысле их нельзя считать народом кочующим, по следующим причинам: во 1-х, они, кроме скотоводства, пользуются выгодами и землепашества, тогда как у кочевых народов скотоводство составляет исключительное занятие; во 2-х, татары при зимних своих жилищах имеют сады, огороды, мельницы и тому подобные хозяйственные заведения; 3) причина перехода их на летнее время в горы заключается не в причине к кочевой жизни, а в необходимости избегнуть зноя, который на равнинах доходя до высокой степени, производит вредное влияние на их здоровье, особенно же гибелен для детей, и сверх того причиняет скотский падеж; 4) владея довольно обширными стадами и оставаясь в зимних жилищах, они должны бы иметь много пастухов, а без того скот неминуемо истреблял бы в полях хлеб. Наконец 5) удаление их на лето в горы доставляет им еще ту важную выгоду, что на лугах, расположенных близ селений, трава сохраняется в целости и косится для зимнего корма; в противном случае надлежало бы заготовлять сено в отдаленных местах, что кроме, многих неудобств, почти невозможно, от того что нет арабных дорог. Ко всем выгодам и даже необходимости, заставляющим татар оставлять на летнее время равнину, надобно присовокупить и то, что они отправляются в Дилиджанское ущелье, где нет удобной для паханья земли, а между тем по горам, покрытым негодным для строения лесом, находятся хорошие пастбища. Они отправляются в половине мая и остаются там до половины сентября, занимая всей земли на 98 верст в окружении. Татары все вообще выходят на кочевье, а армяне, отправляя скот, посылают для присмотра несколько семейств.

Одежда Казахских жителей подобна грузинской, и отчасти сходна с одеянием персиян. Ее составляют: чоха или верхняя одежда, делаемая из сукна, архалух — из ситца или бурмета, широкие большей частью красного цвета шаровары — из шелковой материи, или красивой бязи, круглая шапка — из черной или желтоватой овчины, и полусапожки с остроконечными загнутыми носками; наконец кинжал на поясе есть необходимая принадлежность каждого. Женщины носят полукафтанье, простирающееся до колен, широкие, к низу суживающиеся шаровары, на голове род небольшой чалмы, и, подобно грузинкам, белое покрывало. Татары и армяне большей частью бреют голову, а иные и бороду; однако же некоторые из армян, также как татары Омаровой секты, оставляют на макушке небольшой клок волос, а последователи учения Али оставляют локону волос около ушей. Все вообще жители соблюдают в пище большую умеренность, употребляя обыкновенно соленый творог, панир или своего изобретения сыр, кислое молоко и юха или хлеб в виде тонких из пшеничной муки лепешек. Самые роскошные блюда составляют: бозбаш — в роде супа с бараниной, айвой и луком, ковурма и чихиртма — в роде красного соуса с бараниной, или дичью, и с луком, кябаб, т.е. баранина, мелкими кусками изжаренная на вертеле; мюрябба — медовое варенье из айвы; плов — разваренное сарацинское пшено, с маслом, изюмом, шафраном, и подаваемое всегда с бараниной, или дичью; бакмас — сироп из плодов. Татары весьма редко пьют вино; впрочем, делают из винограда довольно крепкий напиток, называемый боза, который в большом употреблении у лезгин.





Обозрение российских владений за Кавказом, в статистическом, этнографическом, топографическом и финансовом отношениях. Часть II (1836), страница 223-235.

No comments:

Post a Comment