Казахская
дистанция
Состояние
в Казахской дистанции народонаселения часто подвергалось важным изменениям.
Склонность жителей к кочевой жизни, частые набеги кочующих народов, нападения
персиян и турок, коим Грузия подвергалась даже в XIX веке, и наконец,
притеснения от агаларов, были причиной, что население дистанции беспрестанно
уменьшалась, или увеличивалось, смотря по обстоятельствам.
По
камеральному описанию 1831 года исчислено в находящихся там 69 селениях 4,960
дымов с 17,632 душами мужского пола. В последнее время главная причина
уменьшения в народонаселении происходила от переселения жителей в другие
провинции, преимущественно же в Карабахскую и Елизаветпольский округ: терпя
притеснения от агаларов, и по многим другим причинам, жители покидали селения и
свободно переходили в мусульманские провинции, где избирали для себя места и
оставались на жительство. Само устройство в дистанции домов и образ жизни
туземцев, подходящий ближе к кочевой нежели к оседлой, много способствует таким
переселениям: что может привязать жителей к селению? Постройка хижины не стоит
ни малейших трудов; пожитки весьма невелики, и всегда хранятся в чемоданах: в
несколько часов семейство может собраться и со всем имуществом отправиться в
путь. Система наделения полей водою делала их равнодушными даже к обработанным
полям: так как каналами владели несколько человек, преимущественно из агаларов,
то жители никогда не были уверены в успех жатвы, которая зависит от доставки напускной
воды. Во время их переходов, стада находят в пути обильные пастбища; сами они,
под благотворным небом юга, не имеют нужды в хижинах; пищу, в которой
обыкновенно соблюдают большую умеренность, получают от своих стад. Можно
надеяться, что при благодетельных мерах, принятых правительством для улучшения
вообще в том крае гражданского устройства и домашней жизни туземцев, подобные
переселения сами собой неминуемо прекратятся.
Как
селения вообще, так и все жители в частности, наделены землями неуравнительно.
Татары владеют лучшими и обширнейшими; армяне же живут по большой части в
горах, которые пахотными местами не изобилуют, и от того принуждены нанимать
земли у агаларов. Обыкновенно распределение в селениях земель между жителями
производится или по количеству платимых каждым дымом казенных податей и
повинностей, или по воле агаларов. Посевом хлеба, несмотря на недостаток земли,
преимущественно занимаются армяне, которые вообще не столь части переменяют
свои жилища, как татары. Армяне сеют на каждый дым: озимого от 1 до 12
четвертей; ярого от 1 до 3 четв.; татары — озимого от 1 до 10 четвер., ярого от
1 до 4 четв., — смотря по состоянию.
Поверхность
Казахской дистанции, как сказано выше, содержит 3,200 кв. верст; следовательно,
на каждую кв. версту приходится по 5,5 душ мужского пола: население весьма
небольшое для жителей, занимающихся преимущественно земледелием, но весьма
хорошее для тех, которые имеют большие стада и живут в гористых местах, бедных
пахотной землей.
Жители
тамошние разделяются на 4 класса или сословия: 1) на агаларов, агаларских
родственников и меликов; 2) духовенство (священники, диаконы, муллы); 3)
крестьян или земледельцев. Кроме того, обычай, который сохраняется до этого времени,
ввел еще один класс людей свободных от платежи казенных податей и повинностей:
к нему принадлежат 4) ковхи или деревенские старшины, чавуши или десятские, с
их семействами, сеиды, дервиши, агаларские служители и некоторые другие.
Агалары
или татарские беки, и мелики или армянские дворяне, получают по назначению
правительства в управление одно или несколько селений, с тем, чтобы
пользоваться определенными с них доходами, наблюдая за поведением жителей.
Родственники агаларов и меликов, будучи лично изъяты от платежа в казну податей
и повинностей, имеют положительное число прислуги и право обрабатывать для
себя, посредством жителей, некоторые участки земли. Духовенство, кроме
освобождения от платежа податей и повинностей, других преимуществ не имеет.
Крестьяне в Казахской дистанции все вообще суть казенные; однако же, в
некоторых отношениях можно принять их за подвластных агаларам, их родственникам
и меликам.
Жители
Казахской дистанции состоят из татар и армян. Число первых составляет 12,836, а
последних 4,796 душ мужского пола. Татары исповедуют религию магометанскую, а
армяне — армянскую. Между магометанами находятся сунниты и шииты; но число
первых значительно превосходит число последних.
По
разности в происхождении народа, принадлежащего к двум племенам, существуют там
и два языка: татарский — общеупотребительный между всеми без различия жителями,
и армянский, которым говорят только армяне между собой.
Жители
Казахской дистанции, будучи довольно сильны и крепки, обыкновенно роста
среднего, лицом несколько смугловаты. Они вообще отличаются гостеприимством: —
гость, и все ему принадлежащее, почитается неприкосновенным. Впрочем, татары,
соблюдая это обыкновение в отношении гостей, предаются воровству и грабежу, —
это отчасти, особенно в прежнее время, поддерживалось отношениями их к
агаларам. Армяне, не имея этих наклонностей, отличаются хитростью и обманами. В
домашней жизни, как те, так и другие, весьма умеренны и бережливы. Леность
составляет отличительный порок татар; они, кроме полевых работ, не занимаются
почти никакими ремеслами; армяне же гораздо трудолюбивее, занимаются не только
земледелием, но и разными ремеслами, снабжая татар своими произведениями, в
особенности земледельческими орудиями. Женщины татарские любят трудиться, и
весьма искусны в разных рукодельях.
Обычаи
татар и армян, кроме касающихся до религии, совершенно сходны. Старший в
семействе почитается и получает знаки уважения от прочих членов; в случае
смерти отца, старший сын заступает его место, и сколько бы ни было братьев, все
они живут нераздельно в одном семействе. Женщины, как армянские, так и
татарские, никогда не показываются сторонним мужчинам, и даже закрывают лицо от
живущих в одном семействе родственников; занимаемые ими комнаты недоступны для
посторонних. Зажиточные люди строят для гостей особые дома. Баки зависят от
воли родителей, и некоторым образом от согласия жениха; о желании же невесты
вовсе не заботятся: сосватывают обыкновенно малолетних, и при самом заключении
договора родители условливаются о цене невесты; после этого жених обязан
заплатить отцу ее известную сумму денег, несколько рогатого скота, изготовить
одежду ей и угощение для посетителей. Плата за невесту соразмеряется с одной
стороны с ее красотой, а с другой с состоянием жениха; обыкновенно самый бедный
платит от 20 до 40 руб. серебром, богатый — по 500 руб. серебром и более, и
сверх того некоторое количество рогатого скота и разное одеяние. Невеста
приносит в приданое медную посуду, некоторые женские украшения, сделанные
своими руками, ковры, паласы, сумы и тому подобные вещи, необходимые в
хозяйстве.
При
рождении, особых обрядов не наблюдают, кроме того, что имеют обыкновение
посыпать новорожденного солью; а чрез три дня после родин делают пир, на
котором гости дают бабушке деньги. При погребении, также ничего особенного,
кроме вечерних столов, не бывает. Достойно примечания только то, что у татар
дни обедов по умершим назначены те же, как и у нас, именно: в 7-й и 40-й дни
после кончины.
В
Казахской дистанции не существует ни школ, ни других каких либо публичных
заведений, для образования юношества; одни только приходские священники и муллы
занимаются в некоторых селениях обучением детей грамоте. Но нельзя не заметить,
что тамошние жители имеют наклонность к учению, охотно принимают улучшения во
всем частям, не придерживаясь предрассудков старины; доказательством первого
служит то, что некоторые из богатых людей, а особенно из агаларов, отсылают
своих детей для образования в Тифлис.
Жилища
тамошние суть дарбазы, или хижины, вырытые в земле, покрытые деревом и сверху
засыпанные землей; для поддержания потолка укрепляют внутри 4 деревянных
столба; крышу делают обыкновенно круглую; огонь раскладывают на полу среди
хижины в небольшом углублении, обложенном камнями; для выхода дыму оставляют в
потолке отверстие. В этой же хижине устраивают следующим образом печь для
печения хлебом: вырыв не глубокую яму, вмазывают в нее круглый глиняный сосуд;
чтоб испечь хлеб, раскаливают этот сосуд и приливают лепешки из теста к его
стенкам. Обыкновенно прошив входа ставят в дарбазе возле стены низкую скамью
(тахигу) на которой кладут торотаные чемоданы с одеждой и другими пожитками; а
по стене развешивают оружие. Бедные жители держат в дарбазах и скот, кроме
однако овец, для которых делают в отдалении от селений особые помещения; но
богатые имеют отдельные жилища для женщин, летние дома и сверх того дома для
гостей. Летние жилища, устраиваемые на поверхности земли из мелких нетесаных
камней, имеют стены только с трех сторон, четвертая же остается открытой, и во
время непогоды завешивается войлоком. Назначаемые для гостей дома располагаются
совершенно иначе: они состоят из подземной комнаты с камином и широкими по
сторонам лавками; в ней же помещаются всегда и скот, однако за тонкой
перегородкой до половины всей высоты комнаты.
Казахские
татары, перекочевывая на лето в горы, живут там в шалашах, называемые
алачугами, которые делаются из тростника, или тоненьких палочек, и покрываются
войлоками. В строгом однако же смысле их нельзя считать народом кочующим, по
следующим причинам: во 1-х, они, кроме скотоводства, пользуются выгодами и
землепашества, тогда как у кочевых народов скотоводство составляет
исключительное занятие; во 2-х, татары при зимних своих жилищах имеют сады,
огороды, мельницы и тому подобные хозяйственные заведения; 3) причина перехода
их на летнее время в горы заключается не в причине к кочевой жизни, а в
необходимости избегнуть зноя, который на равнинах доходя до высокой степени,
производит вредное влияние на их здоровье, особенно же гибелен для детей, и
сверх того причиняет скотский падеж; 4) владея довольно обширными стадами и оставаясь
в зимних жилищах, они должны бы иметь много пастухов, а без того скот неминуемо
истреблял бы в полях хлеб. Наконец 5) удаление их на лето в горы доставляет им
еще ту важную выгоду, что на лугах, расположенных близ селений, трава
сохраняется в целости и косится для зимнего корма; в противном случае надлежало
бы заготовлять сено в отдаленных местах, что кроме, многих неудобств, почти
невозможно, от того что нет арабных дорог. Ко всем выгодам и даже
необходимости, заставляющим татар оставлять на летнее время равнину, надобно
присовокупить и то, что они отправляются в Дилиджанское ущелье, где нет удобной
для паханья земли, а между тем по горам, покрытым негодным для строения лесом,
находятся хорошие пастбища. Они отправляются в половине мая и остаются там до
половины сентября, занимая всей земли на 98 верст в окружении. Татары все
вообще выходят на кочевье, а армяне, отправляя скот, посылают для присмотра
несколько семейств.
Одежда
Казахских жителей подобна грузинской, и отчасти сходна с одеянием персиян. Ее
составляют: чоха или верхняя одежда, делаемая из сукна, архалух — из ситца или
бурмета, широкие большей частью красного цвета шаровары — из шелковой материи,
или красивой бязи, круглая шапка — из черной или желтоватой овчины, и
полусапожки с остроконечными загнутыми носками; наконец кинжал на поясе есть
необходимая принадлежность каждого. Женщины носят полукафтанье, простирающееся
до колен, широкие, к низу суживающиеся шаровары, на голове род небольшой чалмы,
и, подобно грузинкам, белое покрывало. Татары и армяне большей частью бреют
голову, а иные и бороду; однако же некоторые из армян, также как татары
Омаровой секты, оставляют на макушке небольшой клок волос, а последователи
учения Али оставляют локону волос около ушей. Все вообще жители соблюдают в пище
большую умеренность, употребляя обыкновенно соленый творог, панир или своего
изобретения сыр, кислое молоко и юха или хлеб в виде тонких из пшеничной муки
лепешек. Самые роскошные блюда составляют: бозбаш — в роде супа с бараниной,
айвой и луком, ковурма и чихиртма — в роде красного соуса с бараниной, или
дичью, и с луком, кябаб, т.е. баранина, мелкими кусками изжаренная на вертеле;
мюрябба — медовое варенье из айвы; плов — разваренное сарацинское пшено, с
маслом, изюмом, шафраном, и подаваемое всегда с бараниной, или дичью; бакмас —
сироп из плодов. Татары весьма редко пьют вино; впрочем, делают из винограда
довольно крепкий напиток, называемый боза, который в большом употреблении у
лезгин.
Обозрение
российских владений за Кавказом, в статистическом, этнографическом,
топографическом и финансовом отношениях. Часть
II (1836), страница
223-235.
No comments:
Post a Comment