Элизе Реклю о Закавказских Татарах (1881)
Татары хотя далеко не так многочисленны в бассейне Куры,
как грузины, но занимают, однако, почти всю остальную часть этого бассейна,
начиная от самого Тифлиса. В некоторых уездах они живут сплоченным население,
не смешиваясь с другими народами; эти татары — турки, утратившие название своей
расы, но представляющие собой несравненно меньшую помесь, нежели османлисы
Турции; византийцы и арабы соединяли их под общим названием хазаров, вместе с
теми племенами, которые жили по берегам Дона и Волги. Между татарами
встречаются всякие типы, начиная с самых благородных и кончая самыми грубыми;
но вообще, они вряд ли менее красивы и стройны, нежели их соседи картвелы; лица
почти у всех серьезные и строгие. Закавказские татары, рассматриваемые как
народ, обладают такими нравственными качествами, каких не имеется у других
жителей Кавказа; только между ними, оставшимися свободными, можно встретить
такую редкую искренность, такую честность, стоящую вне искушений, и удивительно
радушное и утонченное гостеприимство. Большая часть их очень деятельны, и, как
скотоводы, земледельцы, садовники и ремесленники, стоят выше других местных
племен. Также и по образованию, во многих уездах они стоят выше русских, будучи
большею частью грамотны; многие между ними хорошо пишут по-турецки — «на языке
падишахов»; очень часто встречаются татары, знающие, кроме своего языка и
туземных наречий, еще два литературных языка: арабский и персидский, один
семитский, другой — арийский.
Татары в некотором отношении являются цивилизаторами
Кавказа, и их язык, собственное наречие Адербейджана, служит для взаимных
сношений между различными народами Кавказа; исключая армян и русских, всех
туземцев, к какой бы они расе ни принадлежали, принимают обыкновенно за татар,
что, конечно, указывает на отсутствие национального типа. Наверное албанцев
Страбона, этих людей «искренних и по возможности избегающих всякого
торгашества» и столь прославленных географом Амазии, можно встретить между
татарами, населяющими в настоящее время эту страну. Точно также между ними можно
встретить, судя по названиям деревень, представителей воинственных народов,
производивших свои набеги на южную Европу — куманов и печенегов; несколько
здешних местечек носят арабские названия. Татарам недостает только инициативы,
чтобы пользоваться в стране большим влиянием: в некоторых местностях они очень
много терпят от ростовщиков и подчинения господству армян. По своим нравам
татары низовьев Куры, Ширвана и Баку похожи больше на персов, нежели на турок.
Хотя религия разрешает им многоженство, но они редко пользуются этим правом; их
женщины вообще работают свободно, без принуждения и ходят с открытым лицом.
Наконец, замечательной чертой тюркского населения Закавказья может служит его
крайняя веротерпимость. Шииты здесь преобладают, но они ничуть не притесняют
мусульман-суннитов; у татар Закавказья между обеими сектами совсем не
существует той свирепой вражды друг к другу, которая встречается в других
мусульманских странах. Они пользуются той же терпимостью и со стороны христиан;
во многих деревнях с смешанным населением поочередно выбирают старшин как из
среды армян, так и из татар, во избежание недовольства с чьей-либо стороны. У
самой персидской границы, где шииты еще до сих пор выполняют свои религиозные
процессии со всей торжественностью, христиане не только без опасения могут
присутствовать на этих церемониях, но даже и принимают в них участие. Так,
например, в г. Шуше, военные музыканты разыгрывают различные арии, а казаки
гарцуют на своих лошадях, на похоронных процессиях, изображающих смерть Гассана
и Гусейна; между тем как главные участники в этой церемонии идут перед толпой и
оплакивают мучеников из семьи пророка и, увлекаемые фанатизмом, наносят себе
мучения жестокими истязаниями. В главе процессии идут «шрамовники», обрекшие
себя на истязания, укутанные в саваны. Идя в такте с музыкой, они наносят себе
по голове удары обнаженной шашкой: кровь струится из пораненных месть, и острое
лезвие все продолжает бередить раны; вскоре маска из запекшейся крови начинает
покрывать все лицо, на котором можно различить только белки их глаз, мечущихся
свирепые взгляды, и белые зубы, виднеющиеся из-под страдальческой улыбки.
Другие правоверные втыкают себе заостренные лучины в прорезы, сделанные на
обнаженном черепе, привешивают замки к скулам и к ушам, продевая их в тело,
укрепляют два обнаженных меча по сторону плеч, так чтобы с каждым движением
туловища острие вонзалось в тело; навешивают на руки, на грудь, на поясницу
цепочки и зеркала, прикрепляя их к телу железными пристежками. Часто эти
несчастные падают от потери сил или обливаясь кровью, между тем как дервиши и
муллы, роль которых более легкая, продолжают идти дальше, возбуждая толпу
пением, молитвами и вскрикиваниями.
Другие приверженцы секты шиитов живут в некоторых пунктах
восточной части Закавказья обок с татарами: — это древние владельцы страны,
персы и таты, известные в Туркестане под именем таджиков, выделившиеся здесь
сплоченными группами. живут они в окрестностях Баку, но распространены и
дальше, на северной стороне Кавказского хребта, почти до самой Кубы. Почти весь
округ Ленкорань, у персидской границы, по своему населению, состоящему из
талышей, принадлежит также Ирану; эти последние находятся в полудиком состоянии
и занимают гористую часть этой местности. Живя долгое время в глуши, между
горными вершинами и болотами нижней Куры, они не могли так цивилизоваться, как
другие народы восточного Закавказья. Их язык, на который однако не следует
смотреть как на простое местное наречие, развивался в параллель с другими
иранскими диалектами и в некоторых отношениях походит на афганский. Иранцы,
таты и талыши, взятые как группа, стоят на очереди после грузин и татар по
занимаемому ими пространству, но армяне, группирующиеся больше в городах и
особенно в Тифлисе, более многочисленны, и их влияние гораздо значительнее.
Кроме этих первостепенных племен в бассейне Куры, нужно принять еще во внимание
небольшие племена монголов, этих жалких остатков прежних властителей, живущих
теперь более или менее смешанными с татарами, на левом берегу Алазана, между
Сигнахом и Закаталами. Осетины, а также и греки, вызванные сюда в 1829 году,
чтобы заместить собой татар, наконец, русские и немецкие земледельцы, пришедшие
в эту страну, частью как ссыльные, частью по собственной охоте, дополняют собой
оседлое население восточного Закавказья.
Жан Элизе
Реклю — Земля и люди. Всеобщая география, т.6-7, стр. 192−197 (1898)
No comments:
Post a Comment