Sunday, August 10, 2014

Тюркская психология

Тюркская психология




Н. С. Трубецкой в статье «О туранском элементе в русской культуре» (1925 г.) охарактеризовав единство «тюркского языкового типа», исследователь переводит последующие рассуждения об общих основаниях традиционной культуры тюркских народов в более глубокие размышления об «общности тюркского психологического типа», во многом предвосхищая выводы современной этнопсихологии. Материалом для анализа и суждений стали наиболее близкие для Н. С. Трубецкой темы — музыкальное искусство тюркских народов, их устное поэтическое творчество, религиозное мышление. Во всех рассмотренных им проявлениях духовной жизни Н. С. Трубецкой находит высокую степень общности, хотя и нарушаемую спорадически внешними влияниями.

В основе поразительной близости духовного творчества тюрков, как и их языков, лежит, по мнению исследователя, «основная психическая черта: схематизация сравнительно небогатого и рудиментарного материала». Отсюда и суждения Н. С. Трубецкого о психологических императивах, которые на подсознательном уровне оказываются в повседневной жизни большинства тюркских народов, в их «жизненном укладе и миросозерцании».

«Тюрк, — пишет Трубецкой, — любит симметрию, ясность и устойчивое равновесие, но любит, чтобы все это было уже дано, а не задано, чтобы все это определяло по инерции его мысли, поступки и образ жизни: разыскивать и создавать те исходные и основные темы, на которых должны строиться его жизнь и мировоззрение, для тюрка всегда мучительно, ибо это разыскание всегда связано с острым чувством отсутствия устойчивости и ясности. Потому-то тюрки всегда так охотно брали готовые чужие схемы, принимали иноземные верования. Но, конечно, не всякое чужое миросозерцание приемлемо для тюрка. В этом миросозерцании непременно должна быть ясность, простота, а главное, оно должно быть удобной схемой, в которую можно вложить все, весь мир во всей его конкретности. Раз уверовав в определенное миросозерцание, превратив его в подсознательный закон, определяющий все его поведение, в универсальную схему, и достигнув таким образом состояния устойчивого равновесия на ясном основании, — тюрк на этом успокаивается и крепко держится за свое верование. Смотря на миросозерцание именно как на незыблемое основание душевного и бытового равновесия, тюрк в самом миросозерцании проявляет косность и упрямый консерватизм. Вера, попавшая в тюркскую среду, неминуемо застывает и кристаллизируется, ибо она там призвана играть роль незыблемого центра тяжести — главного условия устойчивого равновесия».
Независимо от степени корректности отдельных суждений Н. С. Трубецкого, общие результаты его культурологических наблюдений подтверждают выводы о существовании тенденции к длительному сохранению первоначальной «туранской» (тюркской) общности.




С.Г. Кляшторный Памятники древнетюркской письменности и этнокультурная история Центральной Азии (2006)


No comments:

Post a Comment