Тюркская психология
Н. С.
Трубецкой в статье «О туранском элементе в русской культуре» (1925 г.)
охарактеризовав единство «тюркского языкового типа», исследователь переводит
последующие рассуждения об общих основаниях традиционной культуры тюркских
народов в более глубокие размышления об «общности тюркского психологического
типа», во многом предвосхищая выводы современной этнопсихологии. Материалом для
анализа и суждений стали наиболее близкие для Н. С. Трубецкой темы —
музыкальное искусство тюркских народов, их устное поэтическое творчество,
религиозное мышление. Во всех рассмотренных им проявлениях духовной жизни Н. С.
Трубецкой находит высокую степень общности, хотя и нарушаемую спорадически
внешними влияниями.
В основе
поразительной близости духовного творчества тюрков, как и их языков, лежит, по
мнению исследователя, «основная психическая черта: схематизация сравнительно
небогатого и рудиментарного материала». Отсюда и суждения Н. С. Трубецкого о
психологических императивах, которые на подсознательном уровне оказываются в
повседневной жизни большинства тюркских народов, в их «жизненном укладе и
миросозерцании».
«Тюрк, —
пишет Трубецкой, — любит симметрию, ясность и устойчивое равновесие, но любит,
чтобы все это было уже дано, а не задано, чтобы все это определяло по инерции
его мысли, поступки и образ жизни: разыскивать и создавать те исходные и
основные темы, на которых должны строиться его жизнь и мировоззрение, для тюрка
всегда мучительно, ибо это разыскание всегда связано с острым чувством
отсутствия устойчивости и ясности. Потому-то тюрки всегда так охотно брали
готовые чужие схемы, принимали иноземные верования. Но, конечно, не всякое
чужое миросозерцание приемлемо для тюрка. В этом миросозерцании непременно
должна быть ясность, простота, а главное, оно должно быть удобной схемой, в
которую можно вложить все, весь мир во всей его конкретности. Раз уверовав в
определенное миросозерцание, превратив его в подсознательный закон,
определяющий все его поведение, в универсальную схему, и достигнув таким
образом состояния устойчивого равновесия на ясном основании, — тюрк на этом
успокаивается и крепко держится за свое верование. Смотря на миросозерцание
именно как на незыблемое основание душевного и бытового равновесия, тюрк в
самом миросозерцании проявляет косность и упрямый консерватизм. Вера, попавшая
в тюркскую среду, неминуемо застывает и кристаллизируется, ибо она там призвана
играть роль незыблемого центра тяжести — главного условия устойчивого
равновесия».
Независимо
от степени корректности отдельных суждений Н. С. Трубецкого, общие результаты
его культурологических наблюдений подтверждают выводы о существовании тенденции
к длительному сохранению первоначальной «туранской» (тюркской) общности.
С.Г. Кляшторный — Памятники древнетюркской письменности и этнокультурная история
Центральной Азии (2006)
No comments:
Post a Comment