Friday, October 7, 2016

Кашкайцы (1957)

Кашкайцы




Кашкайцы (самоназвание кашкаи) ― группа тюркоязычных племен, кочующих на юге Ирана. Численность кашкайцев около 350 тыс.
В состав объединения кашкайских племен входят пять крупных (дарешури, шашбулюк, кашкули, фарсимадан, амале) и большое число мелкиx племен.
Кочевья кашкайцев расположены в иранских провинциях Фарс и Исфахан. Проводя зиму на юге, в горах близ Персидского залива, в районах, расположенных южнее Казеруна, Фирузабада и Джеxрома, кашкайцы летом уходят далеко на север, в районы Семирома и Кумише, и появляются даже в окрестностях Исфаxана.
Страна, в которой кочуют кашкайцы, представляет собой частью унылую безлесную и безводную волнистую степь, частью невысокие горы, окаймляющие с юга Иранское нагорье, и расположенные между ними горные долины, также безводные и лишенные древесной растительности. Вследствие значительной высоты над уровнем моря эти местности отличаются сравнительно прохладным климатом. Лишь самая южная полоса области кочевания кашкайцев, расположенная между горами и Персидским заливом (гармсир ― «теплая страна»), обладает жарким тропическим климатом; здесь произрастают тропические растения (финиковая пальма и др.).

Происхождение и историческое прошлое кашкайцев, как, впрочем, и многих других тюркоязычных племен и народностей Ирана, не могут считаться выясненными, что объясняется в первую очередь крайней скудностью и неисследованностью исторических источников. Г. Керзон, на основании большого сходства кашкайцев с лурами в нравах и обычаях, считает их отуреченными лурами; однако тот же автор указывает на предания, согласно которым кашкайцы являются потомками переселенцев, выведенных Xулагу-ханом из Кашгара1. В. В. Бартольд, считает, что кашкайцы происходят от турок-халаджиев, отмеченных еще Истахри, а впоследствии проживавших между Индом и Сеистаном2. Моxаммед Баxман Баxманбеги3 приводит распространенную этимологию, производящую название кашкайцев от тюркского глагола качмак (бежать), в связи с чем кашкайцы считаются потомками монгольских племен, приведенных Чингис-ханом или Тимуром. Однако, М. Б. Баxманбеги отрицает наличие языковой и культурной близости кашкайцев к монгольским племенам и указывает, что в культурном отношении кашкайцы близки соседнему лурскому населению, а по языку и названиям некоторых племен ― тюркоязычным кочевым племенам восточной части Закавказья4. В целом вопрос о происхождении кашкайцев представляет большой научный интерес; правильное решение его во многом помогло бы разобраться в сложной картине этнического состава Ирана.
На протяжении всего XIX и первой трети XX в. кашкайские племена, управляемые своими ильханами, сохраняли обособленность и известную самостоятельность по отношению к центральному правительству Ирана.
Правительство было вынуждено признавать ильханов и считаться с ними, понимая, что только через них оно может осуществлять свою политику среди кашкайцев и взимать налоги. В тех случаях, когда между несколькими претендентами на звание ильхана возникала борьба, иранское правительство обычно отдавало предпочтение более сильному и в знак этого посылало ему халат и саблю. Иногда вожди кочевников настолько усиливались, что совершенно отказывались признавать центральную власть и не допускали на свою территорию ее представителей; напротив, в те моменты, когда распри претендентов ослабляли племена, правительство стремилось прибрать кашкайцев к рукам. Со своей стороны английские империалисты всячески разжигали сепаратистские тенденции кашкайских феодалов, как они это делали в отношении соседних лурских и бахтиарскиx ханов.
Правительство Реза-шаха, проводя политику централизации государства, лишило ильханов их власти и назначило для управления кочевниками чиновников; оно делало попытки разоружить кочевников и насильственно перевести их на оседлость. Никакой помощи переводимым на оседлость правительство не оказывало, а чиновники грабили народ и злоупотребляли властью.
В 1929 г. кашкайцы подняли против Реза-шаха восстание, закончившееся их поражением. После падения Реза-шаха кашкайцы под руководством ильхана Насер-хана Кашкаи изгнали представителей правительства со своей территории; действовавшие против кашкайцев войска в 1943 г. были разбиты, и кочевники даже захватили крепость Семиром с сильным гарнизоном. Но в дальнейшем англичанам удалось войти в соглашение с Насер-ханом и сделать его орудием своей политики в Иране. В сентябре 1946 г. империалистами было спровоцировано реакционное антидемократическое выступление кашкайских племен под лозунгами удаления из правительства министров ― членов Народной партии Ирана и борьбы с демократическим движением в Иранском Азербайджане и Курдистане; это дало правительству повод для наступления на демократические силы.
Кашкайские ильханы ― одни из крупнейших феодалов Ирана. Они пользуются большим влиянием в стране.
Основные занятия. Основное занятие кашкайцев ― скотоводство, носящее экстенсивный характер. Земледелие начало развиваться лишь в последние десятилетия, что связано с уменьшением количества скота и обнищанием основной массы членов племен.
Главное богатство кочевника-кашкайца составляет скот ― овцы, козы, коровы, ослы, лошади, верблюды. Покидая весной свои зимовки, наxодящиеся недалеко от Персидского залива, кашкайцы медленно движутся к северу по издавна определенным маршрутам. Следует отмечать, что одновременно с перекочевками кашкайцев происходит перекочевки их соседей, движущихся с запада на восток, и потому всякое нарушение границ кочевания приводит к серьезным столкновениям и стычкам.
Передвигаются кашкайцы большей частью по ночам, чтобы избежать дневной жары. Лето они проводят на возвышенных пастбищах между Ширазом и Исфаханом, а поздней осенью, когда становится холоднее, снимают свои шатры и отправляются на юг.
Помимо ухода за скотом и изготовления молочных продуктов, кашкайцы, в основном женщины, заняты также выделкой изделий из шерсти ― ковров, полотнищ для шатров и т.п.
Материальная культура. Большинство кочевников живет в шатрах ― чадар. Наиболее распространены черные чадары удлиненной формы, одна сторона которыx откидывается и служит дверью. Полотнища для чадаров изготовляют из козьей шерсти. Однако у зажиточной части населения встречаются более дорогие белые, голубые и желтые чадары, изготовляемые в Исфахане. Иногда чадар обносят стеной из тростника.
Зимой кровлю чадара приподнимают особыми шестами, чтобы дождь не задерживаясь скатывался вниз.
Мужская одежда состоит из рубахи, штанов, архалука, шали и шапки (кулах). Верхнюю одежду составляет чеке ― род накидки, набрасываемой на плечи и закрепляемой шнурком. Поверх чеке кочевники опоясываются патронным поясом, носят оружие и другое снаряжение.
Женская одежда состоит, помимо рубахи и штанов, из одного или нескольких халатов, надеваемых один на другой и доходящих до лодыжек архалука (ним тане) и небольшого тонкого платка на голове, поверх которого надевают большой шелковый.
Кашкайцы питаются преимущественно тонким хлебом ― лепешками, молочными продуктами, зажиточные люди ― также бараниной или дичью и рисом. Беднейшая часть населения обычно ест ячменный и кукурузный хлеб, в засушливые годы также дикорастущие травы. На юге значительное подспорье в еде составляют финики. Большое место в питании кашкайцев занимает чай; в каждом шатре можно видеть постоянно кипящий чайник. В настоящее время кашкайцы находятся на стадии развитых патриархально-феодальных отношений.
Общественные и семейные отношения. Как и у бахтиаров, во главе феодальной лестницы стоят главы племенных объединений (ель, или аиль) ― ильханы с их помощниками ильбеги. Кашкайские ильханы, играющие в крае, до и во всем Иране большую политическую роль, часто распространяют свою власть не только на кашкайцев, но и на другие группы кочевников. Во главе отдельного племени (тайфе) стоит калантар, во главе родов (тире) ― кедxуда; во главе более мелких подразделений, по-видимому больших семей или объединений нескольких семей, ― ришсефиды («белобородые»). Калантары управляют своими племенами с помощью кедхуда, которые управляют родами с помощью старейшин.
Все эти должности передаются по наследству в определенных семьях и могут перейти в другие семьи лишь в чрезвычайных случаях или в результате феодальной усобицы. По существующей традиции, вышестоящие вожди-феодалы не имеют права назначать или смещать нижестоящих; они должны выбирать между наследниками умершего, учитывая при этом волю населения. Однако на практике наследники и претенденты «полюбовно» делят между собой тире или тайфе и управляют каждый своей частью.
Власть родовых и племенных глав над рядовыми кочевниками очень велика, что определяется прежде всего экономической зависимостью широких масс от родо-племенной знати ― ильханов, калантаров, кедхуда, ― являющихся по существу уже феодалами, владеющими большими стадами и монопольно распоряжающимися общинными землями. Родо-племенная знать собирает с кочевников налоги в свою пользу, заставляет их выполнять барщинные работы и нести всевозможные повинности.
Ильханы, крупнейшие феодалы в Иране, обладают огромными богатствами. В своих дворцах они окружают себя роскошью, держат огромное число слуг и телохранителей. Резиденцией кашкайскиx ханов является городок Фирузабад. На его улицах можно видеть десятки автомобилей новейших американских марок, здесь есть театр, кино, проведено электричество.
Поражают своей роскошью комфортабельные бани. Но деревни, расположенные вокруг Фирузабада, имеют самый жалкий вид. Они крайне неблагоустроены, в них нет ни медицинских пунктов, ни школ.
Социальное расслоение закреплено у кашкайцев наличием сословного деления. Сами кашкайцы насчитывают в своей среде следующие пять «сословий»: ильxаны, калантары, кедxуда, райя ― собственно вся масса рядовых кочевников, и табакате-наст («низшее сословие») ― лица, стоящие вне племен и родов и занимающиеся различными ремеслами (кузнечным, плотничьим), переноской грузов, а также музыканты и цирюльники. Брачные связи между представителями разных сословий считаются нежелательными; недопустим брак с представителем последнего сословия. М. Б. Бахманбеги приводит характерный случай: «Я знал одного юношу кузнеца, который имел глупость посвататься за девушку из сословия райя рода Муxтарханлу. Этот посватавшийся ремесленник во всех отношениях имел преимущества перед другими женихами, и эти его преимущества были настолько велики, что он осмелился выступить со столь необычной претензией, как сватовство... Он достиг своей цели. Однако не прошло и нескольких дней, как под влиянием угроз и упреков со стороны части своих родственников, а также и издевок и насмешек со стороны других, отец девушки изменил своему обещанию и вместе с дочерью скрылся ночью, покинув на некоторое время свое племя и свой род»5. Вместе с тем Бахманбеги отмечает, что значение сословия находится в зависимости от силы и влияния племени. Так, сословие калантаров из племени кашкули считается равным сословию ильxанов, а сословие кедxуда племени фарсимадан равно сословию калантаров в других племенах.
Несмотря на то, что кашкайцы исповедуют ислам, а их правители и судьи применяют в своей практике законы шариата, ― в повседневной жизни население руководствуется главным образом обычным правом. Суд и расправу производят кедxуда, калантар и ильxан, каждый в пределах своей компетенции. Большое влияние на исход дела оказывает взятка, которую стороны стараются вручить правителю. Мерой наказания служат денежный штраф, содержание под стражей или телесное наказание. Приговоренные к заключению содержатся при ставке правителя в особой палатке и при перекочевках должны передвигаться пешком.
Убийство рассматривается как преступление, имеющее частный xарактер, особенно если оно произошло в кругу сородичей. Возникает кровная месть, в которую вовлекаются иногда целые роды или племена. Убийца и его родные должны постоянно остерегаться пули, и если в дело не вмешаются ханы, междоусобица может длиться бесконечно.
Семья у кашкайцев сохраняет патриархальный характер. Многие семьи предпочитают не делить имущества дедов и продолжают жить вместе, совместно владея имуществом. Такой семейной общиной управляет старейшина; старшинство в семье после отца переходит чаще всего не к старшему сыну, а к наиболее способному брату. Старейшина имеет право наказать любого члена семьи, уклоняющегося от исполнения своих обязанностей, по своему усмотрению женит и выдает замуж. Девушка после замужества почти всегда сохраняет крепкую связь со своей семьей и в случае возникновения вражды между ее семьей и семьей ее мужа становится на стороне первой.
Женщина выполняет основные работы: доит скот, заготовляет молочные продукты, печет хлеб, ухаживает за детьми, собирает лекарственные травы. На женщине же лежит подготовка кочевого инвентаря, вьючение животных и сопровождение их при перекочевках, а также все работы по прядению, окраске шерсти и тканью шерстяных изделий. Это приводит к тому, что женщина, при всем своем бесправии, фактически пользуется большим уважением.
Многоженство составляет очень редкое явление: к нему прибегают лишь в случае бездетности первой жены. Развод также редок и осуждается. Однако имущественные права женщины весьма ограничены. При наличии наследников-мужчин девушки и женщины лишаются права наследования. Если незамужняя дочь остается единственной наследницей после смерти отца, она должна выйти замуж за ближайшего родственника, так как сородичи не позволят, чтобы имущество ушло в другую семью. По этим же причинам распространены левиратные браки.
Сватовство ведется через пожилых и влиятельных людей, которые могут оказать влияние на отца девушки в случае его нерешительности. После окончания сватовства ставится вопрос о калыме (башлук). Калым состоит из скота, денег и вещей, которые сватающийся дает отцу девушки. В случае заключения родственного брака размер калыма несколько снижается. Обычай уплаты калыма имеет весьма широкое распространение; размер калыма велик и во много раз превышает размер приданого. Уплата калыма, в особенности для людей малосостоятельных, очень затруднительна; многие после выплаты калыма совсем разоряются.
Свадьба, в которой принимает участие не только род, но иногда и все племя, обычно справляется пышно и обходится дорого. Приглашаются танцоры и музыканты. Празднество в основном проходит в доме жениха и лишь в последний день переносится в дом невесты. В этот день новобрачную торжественно отводят в дом мужа, соблюдая при этом многочисленные обряды. Она трижды обходит вокруг отцовского очага и целует его. К ее поясу подвязывают хлеб, чтобы она первые сутки ела отцовскую пищу. Новобрачная отказывается сойти с лошади, пока родня мужа не поднесет ей подарок. В шатре против места, предназначенного для новобрачной, ставят зеркало и сосуд с водой: считается, что это принесет новобрачным счастье. Когда молодая впервые выходит из-за занавески в общее помещение, она должна опустить руку в хурджин с деньгами или в мешок с рисом или мукой: это должно обеспечить семье благоденствие.
Религиозные верования. Народное творчество. В религиозном отношении кашкайцы являются мусульманами-шиитами, но с предписаниями религии они считаются мало. Большинство не совершает установленных молитв, не соблюдает поста, равно и других религиозных предписаний.
Распространено почитание гробниц святых, называемых в Иране имам-заде. Им приписывают свойство творить чудеса; многие тяжбы разрешаются клятвой у имам-заде; они же иногда служат неприкосновенным убежищем для преступников. Заметную роль в среде кочевников еще играют доисламские религиозные представления.
Особым почитанием пользуется домашний очаг, который рассматривается как источник силы. Богатые семьи считаются имеющими «блестящий и могущественный очаг». Клятва очагом почитается священной. Очаг человека, не имеющего сыновей, называется «слепым» или «немым», так как только сыновья имеют право поддерживать огонь в очаге.
Духи у кашкайцев персонифицируются в образах джинов, пери, алей и некоторых других. Алем называют джина с золотыми волосами,  который якобы может похитить печень роженицы и бросить ее в реку или в море. Верят в дурной глаз, в предсказания и т.п. Применяют магические средства для вызывания дождя. Во время засухи выбирают кусе гелин ― ряженого, которого с криком и песнями водят по шатрам. Кусе гелин кричит, прыгает и требует у хозяев шатра подношений; его наделяют сладостями и выливают ему на голову чашку холодной воды.
У кашкайцев имеются особые песни, посвященные различным земледельческим праздникам, например сбору риса. Музыканты, принадлежащие к группе чангиxа, играют на сатаре и таре, а также на сазе, карнае и барабане. Члены группы ашикxа поют и играют на каманче (род скрипки); ашикxа образуют хор и оркестр и разыгрывают своеобразные представления. В сословно-кастовой группе сарбанxа, члены которой занимаются пастьбой верблюдов, все юноши играют на нае (род флейты), а девушки сочиняют и поют песни. Все эти группы принадлежат к «низшим» сословиям. Что касается знати, то некоторые ее представители играют на таре и сатаре; играть на каманче и нае считается зазорным.

1) G. N. Curzon. Ук. соч., стр. 112.
2) «Encyclopédie de l’Islam», vol. II, стр. 837.
3) М. Б. Баxманбеги. Обычное право у племен Фарса. Тегеран, 1324 (1945). (На персидском языке).
4) См. там же.
5) М. Б. Баxманбеги. Ук. соч., стр. 11-12.



Народы Мира. Народы Передней Азии (1957)

No comments:

Post a Comment