Friday, December 30, 2016

Военно-статистическое описание северо-восточной части Хорасана (Капитан Орановский, 1896)

Военно-статистическое описание северо-восточной части Хорасана




Границы и пространство. Рассматриваемый район ограничен на севере государственной границей Закаспийской области с Персией, на востоке рекою Гери-Руд от Кефир-Кала до развалин Кеджар-Каласы, на юге дорогой Кучан—Мешед—Кефыр-Кала и на западе дорогой Асхабад—Кучан.
В означенных пределах район обнимает площадь в 29,500 квадратных верст.
Наибольшее протяжение района с северо-запада на юго-восток; от Гоуданского поста до Кефыр-Кала 393 версты по прямому направлению; по фигуре район представляет треугольник растянутый с северо-запада на юго-восток, при чем тупой угол треугольника находится у Серахса.
Состав населения по народностям. Рассматриваемая часть Хорасана населена тринадцатью различными народностями. Столь пестрое население объясняется переменившимся за последние 13 лет экономическим положением страны: будучи подвержена до занятия русскими Закаспийской области постоянным аламанам туркмен, в ней оставалось много незаселенных мест, пригодных для культуры; с прекращением аламанов все эти места постепенно заселяются, причем недостатка в переселенцах нет, так как соседний Авганистан, благодаря суровому отношению господствующего племени к остальным, дает их большой процент. Помимо этого, сюда же переселяются и жители других частей Персии, которых систематические неурожаи или недостаток в воде заставляют бросать насиженные места.
В ниже помещенных двух таблицах показано распределение народностей по ханствам и округам, в первой в числах, а во второй в %.


Распределение населения по округам и по национальностям в числах

Фарсы
Курды
Турки
Теймуры
Хезаринцы
Берберы
Джемшиды
Авганцы
Сеистанцы
Зури
Арабы
Караи
Беллуджи
Всего
Кучанское ханство
5000
16700
14270
35970
Родканское ханство
4690
7880
2575
15145
Дерегезское ханство
2750
10505
19065
32320
Келатское ханство
4025
6525
4275
14825
Мешедский округ без г. Мешеда
46675
8165
5475
2795
12525
1420
2050
725
750
80580
Джам и Бехарз
19235
3375
2005
1100
3685
1075
300
725
175
31500
Кочевое население
1425
12330
1500
1000
175
16430
Во всем районе кроме г. Мешеда
82375
51200
49035
17130
13625
5105
3125
1500
1025
1000
750
725

225770
В г. Мешед
80000
Итого
306770


Распределение населения по округам и по национальностям в процентах

Фарсы
Курды
Турки
Теймуры
Хезаринцы
Берберы
Джемшиды
Авганцы
Сеистанцы
Зури
Арабы
Караи
Беллуджи
Всего
Кучанское ханство
13,9
46,4
39,7
15,8
Родканское ханство
30,9
52,1
17
6,7
Дерегезское ханство
8,5
32,5
59
14,2
Келатское ханство
27,4
44
28,6
6,5
Мешедский округ без г. Мешеда
57,9
10,1
6,8
3,5
15,5
1,8
2,6
0,9
0,9
35,6
Джам и Бехарз
61,1
10,8
6,3
3,3
11,7
3,4
1
2,3
13,9
Кочевое население
8,7
75
9,1
6,1
1,1
7,3
Во всем районе кроме г. Мешеда
36,3
22,7
21,7
7,6
6
2,3
1,2
0,7
0,4
0,4
0,32
0,31
0,07
100 %

Из приведенных двух таблицах видно, что общая цифра населения района равна 306.770 душам, из какого числа на город Мешед приходится 80.000, а 225.770 на весь прочий район.
Из всех тринадцати народностей ни одна не составляет и 50 % всего населения. Преобладающими являются все-же фарсы, коих находится в районе 36,3 %, за ними следуют курды — 22,7 %, затем турки — 21,7 %, теймуры — 7,6 %, хезаринцы — 6 %, берберы — 2,3 % и джемшиды — 1,2 %. Прочие шесть народностей, авганцы, сеистанцы, зури, арабы, караи и беллуджи, составляют все вместе всего 2,2 % общего числа населения, причем каждая в отдельности не превосходит одного процента.
Однако такой чрезвычайной пестротой населения отличается только восточная часть района, к востоку от дороги Мешед—Чаача. Вся же западная часть населена исключительно тремя народностями: фарсами, курдами и турками.
Фарсы (персияне). Фарсы составляют собственно аборигенов страны; всего в районе их насчитывается (не считая города Мешеда) 82.375 человек, что составляет 36,3 % общего числа населения. Они разместились преимущественно: в Мешедском округе — к западу, северу и востоку от г. Мешеда, в Джамском округе — вдоль прежней дороги из Мешеда в Герат и в Бехарзе — около Тейбада. Кроме того они рассеяны и во всех других ханствах, особенно в Родканском и Келатском, где они составляют 30,9 и 27,4 процента населения. В Кучанском ханстве фарсы живут только в самом городе Кучан.
Все персияне ведут оседлый образ жизни; в селениях они занимаются почти исключительно земледелием и огородничеством, а в городах разными ремеслами и торговлей.
Курды. Курды населяют ханства Кучанское, Дерегезское, Родканское, Келатское и отчасти Мешедский округ. Всего в районе их насчитывается 51.200 душ, что составляет 22,7 % всего населения.
Больше половины (52,1 %) населения они составляют только в Родканском ханстве, в Кучанском их 46,4 %, в Келатском — 44 %, в Дерегезском — 32,5 % и в Мешедском округе — 10,1 %.
Курды, населяющие район, делятся на несколько родов, из которых главные следующие: 1) зафаранлу, 2) амаллу, 3) кейволлу, 4) шадыллу, 5) безаки, 6) рашванлу, 7) суфианлу, 8) гюхаршанлу, 9) хизаллу, 10) зенгинанлу, 11) ардалян.
По образу жизни курды разделяются на кочевых, полукочевых и оседлых.
Кочевых курдов, т.е. таких, которые не имеют ни постоянных селений, ни посевов, в рассматриваемом районе очень мало, всего 1,425 душ, принадлежащих Кучанскому и Родканскому ханствам. В прочих частях района кочевых курдов совершенно нет.
К полукочевым курдам принадлежат те, которые, имея постоянные селения и производя посевы, занимаются одновременно с этим в большим размерах скотоводством и на лето переселяются с семействами и со стадами в горы. Осенью они возвращаются в свои селения, а на зиму одни лишь пастухи гонят стада в равнинные части района или в Закаспийскую область; такой образ жизни ведут курды, населяющие склоны хребта Хазар-Мечит и ближайших его отрогов.
Наконец, оседлые курды основывают свое хозяйство исключительно на земледелии, скотоводство же служит к нему только подспорьем.
Турки. Турок разных родов насчитывается в районе до 49,034 душ или 21,7 % населения. В Дерегезском ханстве они составляют 59 %, являясь преобладающим элементом, в Кучанском 39,7 %, в Келатском 28,6 %, в Родканском 17 %, в Джаме 10,8 % и в Мешедском округе 6,8 %.
Турки подразделяются на несколько родов: авшаров, каджаров, джелаиров, сонгдебашей и других. В Джамском округе живут турки Мервские (маори), переселившиеся из Мерва в окрестности Ленгера лет за 100 тому назад.
Турки вообще все ведут оседлый образ жизни, они более развиты и по чертам характера более симпатичны чем фарсы.
Теймуры. Теймуров в районе 17,130 душ или 7,6 %, принадлежащих почти исключительно Джамскому округу, причем они расселились вдоль дороги из Мешеда в Герат между Феримуном и Хоуз-Серидом, по Кешав-руду около селений Дженау и Койчидар и в промежутке между этими двумя направлениями. В Мешедском округе теймуры составляют всего 3,5 % и живут оседло к востоку от Мешеда в долине Кешав-руда, а к западу от Мешеда в единственном занятом ими селении Чахар-бурдже.
Теймуры принадлежат по происхождению к арабам и получили свое название благодаря тому, что были переселены в окрестности Турбет-Шейх-Джама эмиром Теймуром.
Управляются они все без исключения Нусрет-уль-Мульком-Али-Мардан-ханом настоящим губернатором Джама, Хафа и Бехарза.
Теймуры, обладая большими стадами мелкого рогатого скота, верблюдов и табунами лошадей, ведут преимущественно кочевой образ жизни. Они размещаются обыкновенно кочевками в 10 семейств каждая; вокруг родника распологается несколько таких кочевок, но каждая составляя отдельную группу шатров. Обладая более воинственным и смелым характером чем фарсы, а также имея в своем распоряжении большое количество лошадей, теймуры являются весьма пригодным материалом для формирования конной милиции.
Те теймуры, которые поселились оседло, потеряли не только особенности своего характера, но переменили и религию, став шиитами, тогда как их кочевые собраты все без исключения сунниты. Кочевых теймуров примерно в три раза больше чем оседлых.
Хезаринцы. Хезаринцы племя монгольского корня; постоянная их родина находится в Бадхызе около Кала-и-Ноу. В пределы Персии они переселились еще лет 150 тому назад, но и в последнее время переселение их не останавливается; селение Фейзабад заселено ими только два года тому назад. В настоящее время хезаринцев в районе 13,625 душ, что составляет 6 %. Они разместились в 2-х группах: к северу от Мешеда в Кяне-Гуше и Кяне-Бисте и около авганской границы в Мусын-абаде и Фейзабаде. Первая группа значительно многочисленнее второй.
Хезаринцы ведут оседлый образ жизни, занимаясь хлебопашеством.
Берберы. Берберы также монгольского происхождения и родственны хезаринцам. Родина их находится в центральном Авганистане между дорогами Герат—Кандагар, Кандагар—Кабул и долиною р. Гери-руда. Так как они исповедуют мусульманскую религию шиитского толка, то подвергаются на родине постоянному преследованию со стороны авганцев-суннитов, каковое обстоятельство и принуждает их искать убежища в пределах Персии. Переселение их продолжается и в настоящее время, но оно не достигает больших размеров.
Берберов находится во всем районе 5,105 душ или 2,3 %. Они разместились в Джамском округе, где составляют 11,7 % всего населения, и в Мешедском округе, где их значительно меньше, всего 1,420 душ или 1,8 %.
В перемешку с фарсами они живут вдоль дороги Мешед—Турбет-Шей-Джам, по долине Кешав-руда от Мешеда до Баг-багу, по долине Барошх и по речке Зура-бадке.
Берберы ведут оседлый образ жизни; по имущественному своему положению они поставлены в наименее выгодные условия, так как переселяются из Авганистана преимущественно без всяких средств и по прибытии в Персию обрабатывают чужую землю с условием получения части урожая. Вся долина реки Барошх заселена берберами именно на таких условиях, причем вся земля считается собственностью губернатора Джама Али-Мардам-хана.
Джемшиды. Джемшиды также выходцы из Авганистана, где они занимают берега реки Кушка и Гери-руда к западу от Герата и северные склоны Паропомиза вплоть до русской границы. Одна группа джемшидов переселилась в Персию целым коленом и расположилась в низовьях реки Кешав-руда. Другая группа расположилась к северу от Турбет-шейх-Джама в селениях Ягутейн и Хасанабада.
Джемшидов в районе находится всего 3,125 душ, что составляет 1,2 %. Они вообще весьма зажиточны, особенно джемшиды Зюльфагар-хана, расположенные в низовьях Кешав-руда в селениях Пескемер и Шурдже.
Ведут они полукочевой образ жизни; вся нижняя часть долины Кешав-руда от Шурдже до Пуль-и-хатума покрыта их пашнями, причем на время полевых работ они переселяются в шатры поближе к самому месту работы. Другая часть населения перекочевывает на летние месяцы вместе со стадами в Джамские горы к роднику Оленг-и-Шаги, где имеется кала, в которой постоянно живут несколько семейств джемшидов.
Авганцы. Авганцы, населяющие рассматриваемый район, принадлежат к двум различным категориям: во первых, выходцы из Авганистана, покинувшие свою родину по политическим причинам и во вторых, авганцы, не менявшие своего отечества, но перекочевывающие в Персию на время летних месяцев с целью воспользоваться прекрасными лугами по берегу Гери-руда около развалин Пеш-Рабата (Таман-ага).
К первой категории принадлежит всего 500 душ, живущих в шатрах в низовьях реки Керау недалеко от Зурабада. Ко второй группе принадлежит 1,000 душ авганцев-барекзаев, живущих зимой около Себзора, где находятся их селения и пашни, а летом занимающих левый берег Гери-руда от Кефыр-калы до развалин Кальсанг.
Сеистанцы. Сеистанцы принадлежат к иранскому происхождению и переселяются в северо-восточную часть Хорасана вследствие повторяющихся весьма часто в Сеистане неурожаев. Разместились они в числе 1,025 человек (0,4 %) по берегу Гери-руда от Пуль-и-Хатума до Серахса и на родниках Бек-Кешмир и Наату и ведут оседлую жизнь; имущественное их положение довольно печально.
Зури. Зури принадлежат также к авганским выходцам; их родина находится на берегу Адрескан к югу от Себзора, где они ведут кочевой образ жизни. В рассматриваемом районе их находится всего 1,000 душ (0,4 %), владеющих большими стадами мелкого скота.
Арабы. Арабы составляют преобладающее население крепости Серахса где их насчитывается до 750 душ. В других местах арабов не встречается.
Караи. Караи родиной из Авганского Туркестана, где до сих пор живут их соплеменники. В Хорасане они поселились, главным образом, вокруг Турбет-Иса-хана, а в рассматриваемом районе их находится всего 725 человек, живущих около дороги Мешед—Герат к западу от Ленгера, в долине Кешав-руда к востоку от Мешеда и в Джамских горах к западу от долины Барошх.
Беллуджи. В рассматриваемом районе находится лишь одна кочевка беллуджей в 175 душ на роднике Джам-Мурад, к юго-западу от Зурабада. Они отличаются зажиточностью, обладают большими стадами мелкого скота и, кроме того, не смотря на то, что живут в шатрах, начинают обзаводиться посевами.
Состав населения их 13 народностей не может считаться благоприятным для Персии. Преобладающая народность — фарсы — составляет всего 36,8 %, к тому же она по своим нравственным качествам стоит ниже других народностей, а потому никогда не послужит к объединению этого пестрого населения в один народ. Равно нельзя признать, чтобы все это разношерстное население соединило во едино свои усилия для встречи противника, угрожающего стране извне.
Религия. Господствующая религия — мусульманская шиитского толка.
К шиитам принадлежат почти все фарсы, за исключением живущих в Тейбаде, Кярызе, Фирман-абаде и к северу от Джама, все без исключения курды, половина турок, берберы, караи и оседлые теймуры. Все же прочие исповедуют религию суннитского толка; первых в районе находится около 73 %, а вторых около 27 %.
Религиозность населения ограничивается в большинстве случаев исполнением внешних обрядов, предписываемых кораном. О мусульманском фанатизме нет и помину, так что религиозный вопрос не создаст больших затруднений в случае занятия европейскими войсками описываемого района. В силу укоренившегося обычая особенным почитанием всего шиитского мира пользуется храм с гробницею Имама Ризы в Мешеде, а главный муштенд этого храма имеет большое влияние на все население столицы, которое он, благодаря этому, может настроить на любой лад. Однако, неблагоприятных для нас обстоятельств в этом отношении в ближайшем будущем нельзя ожидать, потому что, как кажется, нашему Генеральному Консульству удалось стать с влиятельным Мешедским духовенством в самые лучшие отношения. Кроме того, надо иметь в виду, что Имам-Риза является самым крупным поземельным собственником и угроза конфисковать эти вакуфные земли будет всегда сдерживать духовенство от проявлений мусульманского фанатизма.
Язык. Преобладающим языком является фарсийский; на нем говорят все фарсы, берберы, хезаринцы, теймуры, авганцы, беллуджи, зури, караи, арабы, сеистанцы и джемшиды. Но правильностью речи отличаются только фарсы; прочие, вследствие примеси массы слов тюркских или авганских, говорят на самом испорченном наречии Ирана, которое с трудом понимают сами персияне. Курды говорят по курдски и по тюркски, а турки только по тюркски. Авганцы имеют кроме фарсийского языка еще свой собственный, язык пушту. Караи, кроме фарсийского языка, говорят еще на тюркском.
Однако, фарсийский язык настолько распространен, что в каждом селении, имей оно население тюркское или курдское, найдется несколько человек свободно им владеющих.
Образованность. Образованность находится исключительно в руках духовенства, именно сельских мулл, и, так как обучение не связано ни с какими формальностями, то среди населения, особенно среди фарсов, можно встретить много умеющих читать и писать. Однако, все обучение этим одним ограничивается не только у простолюдинов, но и у состоятельного класса и только как исключение встречаются люди имеющие слабое понятие об истории.
Нравственность населения. В нравственном отношении население района стоит на очень низкой степени. Все помыслы, вся цель существования персиянина заключается в наживе, а люди, занимающие административные, духовные или военные должности, не только не составляют в этом случае исключения, но, имея более обширное поле действий, превосходят простых смертных в заботе о собственном обогащении; патриотизм, честное исполнение своего долга, преобладание государственных интересов перед личными — суть понятия, совершенно незнакомые персидскому населению.
Подобострастное преклонение перед сильным и богатым, лицемерие, заносчивость и грубость перед слабым или ненужным ему человеком составляют характерные черты каждого персиянина.
Наиболее низко в нравственном отношении стоят фарсы. Напротив, народы пришлые, поселившиеся в персидских пределах сравнительно недавно и не усвоившие персидской цивилизации, имеют более симпатичные черты характера; к таковым нужно отнести прежде всего теймуров, затем хезаринцев, берберов и, отчасти, курдов.
Разлагающее влияние на народную нравственность оказывает весьма распространенное в населении курение опиума, которому предаются одинаково мужчины и женщины; особенно сильно развито курение опиума в Дерегезском и Келатском ханствах и среди фарсов и турок Мешедского и Джамского округов. Среди кочевых народов, кочующих в восточной части района, опиум распространен значительно меньше.
Персияне являются большими любителями спиртных напитков и вина и, не смотря на запрещение корана, все имеющие возможность охотно их пьют, конечно, стараясь это делать не публично, чтобы не навлечь на себя раздражение духовенства. Люди более богатые выписывают напитки из Закаспийской области, а более бедные довольствуются водкой местного приготовления, приготовляемой из винограда и очень плохо очищенной. Однако, до настоящего времени употребление спиртных напитков среди простого народа распространено в небольшой степени; несколько в худших условиях в этом отношении находится Дерегезское ханство.



Военно-статистическое описание северо-восточной части Хорасана. 1894 г. Генер. Штаба капит. Орановского. Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. Вып. [68] (1896)

No comments:

Post a Comment