О корнях мюридизма на Кавказе по рассказам Шейх Шамиля
Таковы
показания Шамиля о муридизме. Обратимся за тем к разъяснению действительной
причины газавата, которая Шамилем толкуется не так, как толковали ее наши
военные писатели. Ошибка их — по уверениям бывшего имама — заключается в
неправильном наименовании как причины, так и местности, откуда муридизм проник
на Кавказ. Наши писатели называют при этом Бухару и потом бухарца
Хас-Мухаммеда, "воспитывавшегося первоначально у кюринского кадия
Муллы-Мухаммеда, а впоследствии получившего окончательное образование на своей
родине — Бухаре, откуда возвратившись, он передал все тайны нового учения
своему бывшему наставнику." Шамиль объясняет это иначе. Мы, однако, не
можем следовать за ним во всех подробностях его рассказа о появлении в
Дагестане учения тарыката; мы проследим только нить его рассказа.
В городе
Багдаде жил ученый муж, по имени Халид-Сулейман; это был муршид в полном
значении этого слова. От него то учение тарыката перешло в Дагестан следующим
образом. Известный во всем Ширване как ученый и богобоязливый человек, житель
селения Курдомир, по имени Исмаил (в последствии Шейх-Исмаил),отправившись в
Мекку на поклонение гробу пророка, посетил Халида-Сулеймана. Халид прозрел в
нем избранника свыше и отпустил его домой с званием муршида и с наставлением:
передать тарыкат жителю селения Яраги (Яраглар) Курали-Магоме, а ему приказать
передать его, в свою очередь, одному из нукеров Аслан-Хана казикумухского,
Джемалэддину, состоявшему при хане в звании мирзы или секретаря. По возвращении
на родину, Шейх-Исмаил раздумывал, как бы успешнее выполнить приказание своего
наставника, как вот является к нему уроженец Ширванского ханства, по имени
Ширвани-Хас-Мухаммед, с целью пополнить свои познания в шариате. Но вместо
шариата ему пришлось изучить тарыкат. Пораженный открывшимся ему истинами, он
сказал однажды своему наставнику: "как бы хорошо было, если бы нашу науку
передать моему прежнему учителю, Курали-Магоме. Но только он уж слишком ученый
человек, так что едва-ли поверить тому, что предписывает тарыкат." Этого
открытия только и нужно было Шейх-Исмаилу: он начал действовать на
Курали-Магоме через Хас-Мухаммеда, достиг своей цели и передал ему звание
муршида с приказанием поучать людей тарыкату, а при случае передать его
Джемалэддину. Упоминаемый в этом рассказе Хас-Мухаммед и есть тот самый,
который у наших писателей называется "бухарцем", но, по уверению
Шамиля, такого бухарца в Дагестане никогда не было.
Курали-Магома
стал распространять через учеников новое учение; слава о нем пошла по Кавказу,
и скоро между учениками его появился и Джемалэддин, который, заслышав
призывавший его внутренний голос, оставил своего хана и поспешил туда, куда
звала его судьба. Через несколько месяцев он стал уже муршидом и около пяти лет
проповедовал правила тарыката, "в тишине и спокойствии, без всяких
приключений."
Наконец, во
второй половине двадцатых годов, дошел до Джемалэддина слух о Гас-Мухаммеде,
как об известном проповеднике шариата. Провидя в нем будущего муршида,
Джемалэддин письмом звал его к себе в Кумух, на что тот сначала уклонился, а
потом явился сам в Казикумух и, пораженный прозорливостью Джемалэддина, увлекся
учением тарыката и скоро получил право, в звании маазуна, проповедовать его в
северном Дагестане. Массы учеников стали стекаться на проповедь нового
энергического муршида, покинувшего шариат ради тарыката, а в числе их явился и
Шамиль.
Однажды,
занимаясь с Шамилем чтением книг, Газ-Мухаммед повел вдруг такую речь:
"Чтобы там ни говорили Курали-Магома с Джемалэддином о тарыкате, как бы
усердно мы с тобою ни молились и каких бы чудес ни делали, — а одним тарыкатом
не угодим Богу: без газавата не будет нам спасения... Давай, Шамиль, газават
делать!" Шамиль, сперва пораженный такою переменою убеждений муршида,
скоро опомнился и отвечал: "Давай делать газават!.." И с этих пор
начинается священная война, в которой сперва, потерпевши неудачу под Хунзахом,
Шамиль не принимал деятельного участия и опять было склонился на сторону
тарыката; но предприимчивый Гас-Мухаммед остался непреклонен к мирным
требованиям Джемалэддина, и последнее его слово было: "газават, газават!"
С этих пор он окончательно разошелся с прежним своим наставником и, встретив в
нем противодействие своей проповеди, возненавидел его и поклялся ему мстить...
Хорошо
известны события в Дагестане с тех пор, как стал действовать на умы горцев
Гази-Мухаммед. Но все же настоящею причиною восстания в Дагестане — по мнению
автора — были не Курали-Магома с его муридизмом и не Гази-Мухаммед с его
фанатизмом, а деспотизм и испорченность дагестанских владетелей, коварство и
корыстолюбие Аслан-Хана Казикумухскго; воздвигнутое же им гонение за веру было
тою каплею, которая переполнила чашу терпения горцев и пробудила все их
страсти, до тех пор дремавшие под ханской тиранией. Шамиль объясняет это
обстоятельство завистью Аслан-Хана к успехам проповеди и к популярности Джемалэддина.
Восемь лет Аслан-хан терпел тарыкат в своих владениях; но с тех пор как
необыкновенные успехи этого учения стали слишком явны, зависть стала грызть
сердце Аслан-хана и ему даже казалось, что новое учение ниспровергнет его
власть, а его самого заменит Джемлаэддин. Известно, как он призвал к себе
мирного муршида и велел избить его до полусмерти. Избитый Джемалэддин,
миролюбивейший и скромнейший обыватель Дагестана, решился написать к
Курали-Магоме, соединившемуся с Гази-Мухаммедом, письмо, в котором просил
извинения за свое противодействие новому имаму, и с этого времени тарыкат,
можно сказать, задремал, уступивши место свое кровавой проповеди
Гази-Мухаммеда. С другой стороны, Курали-Магома, также перенесший оскорбление и
гонение от Аслан-Хана, совершенно прекратил проповедовать тарыкат, строго
приказал о том же Джемалэддину, и таким образом, прекращая распространение
тарыката, способствовал косвенным образом возбуждению газавата... Тогда и
Шамиль решительно соединился с Гази-Мухаммедом.
Автор статьи,
передавши взгляд Шамиля на дело муридизма и газавата, приходит к тем
заключениям, что 1) зародыш священной войны бесспорно лежит в основании
мусульманской религии, но 2) все же основания дагестанского газавата лежат не в
возбудительных проповедях фанатиков, а в дурно-организованном управлении,
допускавшем повсеместное угнетение народа со стороны туземных владетелей.
Успехи газавата находятся в прямой связи с унижением прав туземной аристократии
и первое слово Шамиля было не "газават", а "равенство", в котором
так нуждались горцы после долговременного гнета от своей аристократии1.
Что до самого Шамиля, то он только говорит, что "деспотизм дагестанских
владетелей действительно много содействовал начальным и последующим успехам
газавата, но что идея священной войны родилась в уме Гази-Мухаммеда независимо
угнетений народа и общего с ними ничего не имеет"... Но и этого довольно,
чтобы вопрос о "газавате" выставить нуждающимся в дальнейшей критике
и более широких исследованиях...
1) О “равенстве”, доставленном Шамилем дагестанцам, можно
судить ниже, по статье г. Пржецлавского.
“Кавказ”, газета политическая и литературная, за 1863, 1864 и 1865 годы, Н.
И. Воронова. Записки Кавказского отдела Императорского Русского географического
общества. Книга VII. Первый выпуск (1866)
No comments:
Post a Comment