Saturday, January 14, 2017

Граница Азербайджана с Ираном (1873)

Граница Азербайджана с Ираном





В виду того интереса, который в настоящее время возбуждает проложение железного пути в Персии от Тегерана к Каспийскому морю (гор. Решту) и вообще торгового положения этого государства, прилегающего по своей северной границе к России, редакция Известий сочла уместным на страницах своего издания, посвященного географии Кавказа и сопредельных стран, перепечатать весьма интересную статью под заглавием Поездка из Тавриза к Индийскому океану, напечатанную в 314, 323 и 338 номерах газеты «Русский мир»: в статье этой весьма обстоятельно описана существующая большая караванная дорога от Тавриза через г. Казвин до Тегерана, и от Тегерана, через гг. Кум и Кашан к Испагану, откуда через Езди-хаст к г. Ширазу. Из предисловия к предлагаемой статье видно, что автор ее г. М—ъ весьма хорошо знаком с описываемым путем и изучению его посвятил много лет.

Под Кафлан-Кухом течет Кизил-Узень, впадающий в Каспийское море; чрез него ведет каменный мост. Вдоль реки, по левому ее берегу пролегает большая дорога в Решт и видны слева снегом покрытые горы. Чтобы миновать прямой скалистый путь есть два объезда, значительно удлиняющие прямую горную стезю; оба выходят к Кизил-Узеню на рештский тракт; но многие полагают, что достаточно было бы открыть тоннель менее чем в одну версту протяжения, чтобы сделать центральную линию удобною для проложения рельсов, — тем более, что уже теперь переезжают Кафлан-Кух в экипажах.

Здесь, у Кизил-Узеня, грань Адербейджана и Ирана; на одной стороне реки язык турецко-татарский, смешанный, с персидским, на другой — почти чисто персидский; севернее считают агачами, южнее — фарсангами (старыми фарсскими парасангами, одной длины с агачами). В итоге одного полоса ближайшая к Араксу производительнее жаркой южной; адербейджанский батман весит 15 фунтов, а за ту же цену иранский батман равняется 7 фунтам. Впрочем наружного отличия в народе, в обычаях, в строениях, незаметно. Это часть Ирак-Аджеми вообще богата, но крайне плохое состояние путей сообщения затрудняет доставку леса, который здесь постоянно в высокой цене, хотя и не в дальнем расстоянии.
На Кизил-Узене, под Кафлан-Кухом, удобно устроить 3-е складочное место для топлива, доставляя его сухим путем и гонкою по реке из богатого лесом и углем соседнего Эльбурца.



Поездка из Тавриза к Индийскому океану (из газ. «Русский мир») с прибавлениями. Известия Кавказского отдела Императорского Русского географического общества. Том 2. (1873)

No comments:

Post a Comment