Saturday, January 14, 2017

Город Хамадан (Капитан Туманский, 1896)

Город Хамадан




Хамадан (2—15 июня) расположен в живописной долине у подножия снеговой горы Эльвенд, орошаемой речкой, вытекающей из одного из ущелий этой горы Мурат-бек-чай. Собственно долина этой реки образуется двумя отрогами г. Эльвенд из которых один смежный с Аббас-Абадским ущельем, другой же оканчивается у самого Хамадана мысообразным возвышением, называемым Мосалла, на вершине которого видны остатки древнего замка. Хамадан довольно большой город с оживленною торговою деятельностью, расположен по обе стороны р. Мурат-бек-чай у подножия холма Мосалла. Город разделяется на 17 кварталов, а именно: 1) Кашук-Терашан, 2) Вермезиар, 3) Кебабиан, 4) Дугуран, 5) Дурдавад, 6) Сиздехане, 7) Куляпа, 8) Дервазейе Сенке-Шир, 9) Паи Мосалла, 10) Мехеллейе Хаджи, 11) Имам Заде-Яхя, 12) Дервазейе Шеверин, 13) Джулахан, 14) Кавар, 15) Газеран, 16) Бену-Базар и 17) Мухтаран.

Кварталы отделяются друг от друга воротами, которые на ночь запираются. Непрерывной отдельной ограды вокруг города не имеет; но ворота, ведущие в улицы за город, тоже запираются на ночь. Дома, большею частью, из сырцового кирпича, часто с облицовкой из жженого, а также с таковыми же угловыми столбами и фундаментом. Общее число жителей можно предположить от 40—50 тысяч, хотя хамаданцы уверяют, что три года тому назад была произведена перепись, по которой в их городе насчитывается до 60.000 домовых дверей (дере хане), что дает тоже число отдельных дворов. Но это представляется невероятным; хотя за последние 20 лет город очень разросся, благодаря тому, что служит складочным местом британо-багдадской торговли, оживившейся за последнее время. Обширный и оживленный хамаданский базар переполнен англо-индийскими товарами. Из Хамадана, также как из Кирманшаха, эти товары расходятся в Виляйете Селясе (Тусиркан, Нехавенд, Мелаир), в Буруджирд, Хуррем-Абад, Дизфуль, Сенне и Саучбулак. Прежде Хамадан служил складочным местом для юго-западной Персии по торговле Трапезунд—Тавризской линии, причем из Тавриза караваны направлялись на Керрус, но за последние 10 лет багдадская линия взяла верх и большая часть товаров идет по этой линии.



От Каспийского моря к Хормузскому проливу. Гв. арт. Шт.-Капитана Туманского. Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. Вып. [65] (1896)

No comments:

Post a Comment