Tuesday, July 18, 2017

Самаркандские мервцы (А. Д. Гребенкин, 1872)

Мервцы




В самаркандском отделе заравшанского округа есть несколько деревень, заселенных одними вольноотпущенниками. Мервцы, неправильно называемые персиянами, переселены в бухарское ханство, как известно, эмиром Ша-мурат-беком, приблизительно 87 лет тому назад. Как человек замечательного ума, он ясно видел, что мервцы принесут ему большую пользу, как хорошие земледельцы, воины, ремесленники и проч., и не только не обратил их в рабов, а, напротив, расселив по главным городам, дал им в собственность, хорошие земли и пустые сакли. Сколько именно было выселено мервцев — решать трудно: число переселенцев колеблется между 4-мя и 12-ю тысячами семейств. Нужно заметить, что в плен были уведены не только жители Мерва, но и окрестных деревень.
В Заравшанском округе первоначально мервцев было мало. Две трети настоящего их количества пришли в округ уже при Наср-Улла-хане, в 1850 году. Наср-Улла приказал возобновить канал Багу-Шамах (канал северных садов) и отвел орошаемые им земли под помещение мервцев.
Мервцы округа производят себя от большого рода Гаждар и разделяются на следующие колена: 1) Когулы, 2) Шикамлы, 3) Сия-мансур, 4) Кара-даглы, 5) Саи-тлы, 6) Ак-тюпелы, 7) Курт, 8) Гурджи, 9) Кара-кашлы и 10) Якши-беглы.
Кроме того есть еще одно наименование мервцев — Сабзбары или Тад (таджик). Первые десять колен живут в смеси друг с другом и говорят по узбекски. Одно из них, именно Когулы, считается бекским.

У сабзбаров природный язык — персидский. Кроме языка, они отличаются от мервцев родом занятий и типом лица. В Мерве сабзбары составляли городское население, занимались торговлею и ремеслами и не служили в военной службе. В Самарканде сабзбары известны под общим названием «мервцы» или «ирани»; но таджиками ни сами себя, ни другие их не называют, хотя они бесспорно — таджики. Как ремесленники и земледельцы, тад стоят несравненно выше таджиком. Разведение шелковичных червей, размотка коконов, сучение шелку и приготовление шелковых материй сосредоточиваются в их руках. Когулы и другие колена мервцев занимаются приготовлением кошем и ковров. Многие из мервцев занимали при эмирах значительные должности, управляли провинциями, командовали пехотой и служили при дворе; но сабзбары всегда были торговцами, барышниками и ремесленниками.
Мервцы держать себя особняком. Нельзя сказать, чтобы они удалялись таджиков или узбеков, но они обходятся с ними как-то особенно тонко и всегда держатся своего кружка. С своей стороны, таджики и узбеки по наружности хороши с мервцами, но никогда не упустят случая обойти их. В обращении мервцы весьма мягки, но не так нахально льстивы, как таджики. Каждый мервец убежден, что он всегда получит поддержку от своих собратий, и потому, сильный этой уверенностью, он держит себя достаточно самостоятельно; впрочем самостоятельность эта не принимает у мервцев такой резкой формы, как у родовитых узбеков. Мервцы единственное племя в Средней Азии, довольное нашим владычеством и преданное нам (*).
Мервцы стараются не выдавать своих дочерей ни за таджиков, ни за узбеков; сами же берут себе жен у тех и других.
Домашняя обстановка мервца лучше и изысканнее таджикской. То же следует сказать о их одежде и пище. Таджики многое переняли от них и, между прочим, ношение шелковой одежды, крашение бороды и ногтей, плов, ичиги и проч. Сады мервцев очень хороши, а дома их чисты и уютны. Мервцы называют остальных заравшанцев варварами.
Мервцев и персиян в округе до 1,000 семейств.

(*) Мервцы прежде были шииты; но переселению же своем в бухарское ханство они приняли суннитский толк. Люди знающие говорят, что они не забыли религии своих дедов. Видимым подтверждением такого мнения может служить то обстоятельство, что они, вообще будучи народом способным, не имеют в своей среде ни ученых, ни мулл.



Гребенкин А. Д., Мелки народности Зеравшанского округа // Русский Туркестан: Сборник, изданный по поводу Политехнической выставки. Выпуск второй. Статьи по этнографии, технике, сельскому хозяйству и естественной истории. — М., 1872.

No comments:

Post a Comment