Горская республика и Азербайджан
Среди почти единой в обще-бытовом отношении семьи кавказских народов, нити,
связывающие Азербайджан с Горцами — особо родственны. Религиозная общность,
которая у мусульман вообще, а у кавказских в особенности, имеет не только лишь
одну конфессиональную сторону, но охватывает также социальную структуру, быт,
традиции и адаты, сближает эти две группы по укладу их жизни и по духовным
концепциям.
Религиозные нити, довольно прочные в жизни и понятиях мусульман,
усиливаются вдобавок близостью происхождения и языка. Целый ряд крупных племен
горцев, как-то кумыки, аварцы, балкары, ногайцы, карачаевцы и пр., как
известно, относятся к туранской расе, к которой принадлежат азербайджанские
тюрки. за исключением, может быть авар, изменивших свой язык, как венгры и финны,
все эти народы говорят на том же языке, который представляет собою ветвь
обще-тюркского.
Политика русского империализма воздвигла много преград не только на пути
упрочения родственных отношений азербайджанцев и горцев, но она стремилась
расчленить даже единую семью этих последних. Если выросшие на руссификаторской
политике некоторые "верхи" азербайджанцев и горцев, может быть, не
ощущали в достаточной мере этой кровной связи, широкие массы обоих народов
чувствовали ее до глубины души и в этом простом, но трогательном обоюдном
прозвище "джан кардаш", вкладывали в свои отношения ту сердечность и
ту симпатию, которые игнорировали в некоторых "верхах" денежной и
чиновной буржуазии...
Может быть, результатом этого игнорирования явилось то печальное
обстоятельство, что в момент жизненной необходимости согласовать свои усилия и
действия, горцы и азербайджанцы очутились на разных концах одной линии, чем и
воспользовался враг их независимости.
Кавказ вообще имеет некоторый исторический долг по отношению к горцам. Всемирная
историческая слава этой страны, как символа свободы и героизма, на пути к этой
свободе, порождена, главным образом, 60-летней героической борьбой этого народа
против северного колосса. Фигура Шамиля заняла место на ряду с великими борцами
за независимость, с полководцами и талантливыми вождями. Русское правительство
и то оценивало заслуги своего героического противника и постаралось не омрачать
последние годы его славной жизни.
К сожалению, в момент острой борьбы русского империализма с горцами, остальные
народы Кавказа, включая и азербайджанцев, не сочли своим долгом протянуть им
руку братской помощи... Формула "каждый за себя" имела и тогда
довольно широкое применение. Разные "генералы русской службы" из
кавказцев создавали себе карьеру на разгроме мирных горских аулов...
Эта фатальная для Кавказского дела формула, хотя и в несколько меньшей
степени осуществлялась, к сожалению и к общему бедствию всех кавказских
народов, и в 1917—20 годах, когда закавказские политики не вникнув в суть
"либерального жеста" Временного русского правительства,
облагодетельствовавшего их "Озакомом", решили серьезно, что если
Северный Кавказ выделяется из политической комбинации, то это, вероятно, в
порядке вещей...
Ошибка была повторена и в тот момент, когда горцы бились попеременно то с
Деникинской армией, то с большевиками. Если ошибка эта была общая, то для
Азербайджана она была в особенности непростительна: эта "земляческая"
позиция некоторых азербайджанских политиков тогдашнего времени не только шла
против естественных чувств азербайджанского народа, одушевленного желанием
помочь своим братьям по крови, но и против здравого смысла, так как если эти
кровные связи не имели решающего для руководителей влияния, то надо было по
крайней мере иметь хоть инстинкт самосохранения...
Будущий свободный Азербайджан, конечно не повторит таких ошибок. Судьба его
тесно связана с судьбой братского народа с севера, преграждающего пути русскому
империализму. Укрепив еще сильней узы кровного родства, Азербайджан и Горская
республика займут твердую позицию по охране свободы Кавказа, среди других
братских народов объединенных в общей кавказской семье.
Джейхун Гаджибейли, Горская республика и
Азербайджан // Кавказ (Le Caucase). Орган независимой национальной мысли. —
Paris: Typographie Franco-Caucasienne, № 1, Январь, 1934. Стр. 5—6.
No comments:
Post a Comment