Афшары и каджары: царствующие турецкие дома Ирана
Выше мы говорили, что жители Персии разделяются на кочевых, обитающих по
горам и скитающихся по степи, и на Таджиков или Таттов, занимающих обработанные
округи или города; но в быту обоих классов часто случаются такие перемены, что
номад идет жить в город, а земледелец обращается к кочеванью.
Номады, привыкшие подобно Туркменам, к бродячей жизни, склонные к грабежу и
страстям свирепым, повинуются однако же какому бы то ни было царю, коль скоро
он обладает Персией, и даже в кочевьях приобретают отчасти кротость и
вежливость горожан. «Несмотря на то», говорит Г. Жобер, «они предпочитают
обширные степи и горы высокие местам, более благоприятствуемым природой.» Когда
спросишь их, почему они не хотят избавиться опасений и ненадежности своего жалкого
существования, они отвечают: «Так жили наши отцы.» Переходить по временам с
места на место, подышать новым воздухом, наслаждаться, так сказать, ежеминутно
чувством своей независимости, вот для них высшее блаженство... Из кочевых юрт
выходят люди, самые сильные и прекрасные, выходит почти все воинское племя.
Беспечные и изнеженные горожане хватаются за оружие только в крайней опасности
и в том случае, когда составляют часть городского племени. Степные всегда
вооружены и готовы биться с неприятелем.
«Эти наемные войска, сражаясь только из платы, которую дадут им, или
добычи, которую обещают, суть единственные, на которые Персидский шах может
возлагать надежду. Весною, они покидают свои убежища, собираются в местах,
назначенных государем, и поступают в службу только на один поход, а зимой
всегда возвращаются каждый к своему племени.»
Надир-шах был из поколения Афшаров, а ныне царствующий дом есть Каджарский:
и то, и другое племя — Турецкого происхождения. Подобно прочим, они вообще
разумеют язык Персидский.
Живописное путешествие по Азии, составленное
на французском языке под руководством Эйрие (Eyries); пер. Е. Корша. — Москва,
1839-1840. Том 5., 1840. Стр. 197—198.
No comments:
Post a Comment