Saturday, August 9, 2014

Артамонов Л. К. — Население провинции Азербайджан в Персии (1890)

Артамонов Л. К. — Население провинции Азербайджан в Персии (1890)




Числительность. По мнению многих компетентных европейцев, долго живущих в Персии, общее число жителей в ней за последнее время достигает 8,000,000 душ обоего пола. Из этого числа собственно на провинцию Азербайджан относят 2,000,000 душ.

Что эта цифра близка к истине, можно убедиться из следующих соображений. 


Все население Азербайджана комплектует 25 фоуджей пехоты, что в общем составляет 25,000 чел., считая по 1 т. человек каждый фоудж или батальон. По господствующему в провинции положению один сарбаз (солдат) берется с каждых 5 ревизских дымов оседлого населения, следовательно, это последнее определится в 125,000 дымов. В виду скученности населения из чисто экономических и фискальных соображений на дым надо положить 6 человек, что в общем составит 750,000 душ. Но это число далеко ниже действительного потому, что официальные списки или книги составлялись давно и при том заведомо неверно, т.е. давалась чиновнику взятка, чтобы он записал в книгу селение с меньшим числом дымов, по которым производится разверстка податей.

На основании большого числа записанных мною селений, а также принимая во внимание имение вакуфные и лично принадлежащие валияту, из которых солдат не берут, смею думать, что цифру сельского населения всей провинции без большой погрешности можно принять в 1,000,000 душ обоего пола.

Далее. Городское население в Азербайджане весьма значительно. Кроме таких городов, как Тавриз (до 300 т. житл.), Ардабиль (до 50 т.), Хой (до 35 т.), Урмия (до 30 т.), Сераб (18 т.), Агар (18 т.), Марага (свыше 20 т.), Маранд (12 т.) и др., есть еще много местечек (касаба), из которых некоторые пользуются городским правом свободы от воинской повинности. В итоге городское население достигает 500,000 душ.

Наконец число кочевников во всем Азербайджане Вагнер* определяет не менее как в 500,000 душ. Все это и составляет 2,000,000 душ обоего пола.

Племенной состав. Население Азербайджана состоит из 3 главнейших народностей:

1) Тюрко-татары — сплошь заселяют пространство к востоку от линии Шахтахты—озеро Урмия—Соуч-Булах, встречаясь в значительно меньшей степени и к западу от этой линии.
В оседлой части, составляющей приблизительно 2/3 этой народности, более мелкие подразделения на племена особенного значения не имеют и в некоторых местах почти изгладились. Племенная обособленность резко заметна только среди кочевников.

2) Кюрды — разместились исключительно в полосе, прилегающей к турецкой границе; почти все они кочевники и дробятся на много племен или обществ.

3) Персы (фарситы) — составляет преимущественно население больших городов и местечек.

Из второстепенных народностей Азербайджана более значительны: армяне, встречающиеся главным образом в городах (Тавриз и Ардебиль), и лишь небольшой группой селений в Карадаге; айсоры и халдеи — преимущественно в провинции Урмии и реже в прилегающих к ней частях других провинций; евреи в ничтожном числе живут в городах; европейцы — почти исключительно в г. Тавриз и в г. Урмии.


В племенном отношении население отличается почти такою же сплоченностью. Вся страна вдоль пройденного пути заселена исключительно тюрко-татарами; всякие другие народности встречаются в ничтожном числе лишь в таких торговых центрах, как Ардабиль или Сераб, не говоря уже о Тавризе. Тюрко-татары подразделяются на несколько племен, но это деление в оседлом населении сгладилось и утратило всякое значение: нужно долго жить в крае, что бы отличить талыша, обитателя Наминского ханства, от жителя Ардабиля или Сераба. Более резко проявляется племенная особенность в делении жителей по образу жизни и роду занятий.
Оседлое население во всей пройденной местности составляет огромное большинство. Кочевники же встречаются:

1) В провинции Сераб — часть племени шагаги, числом в 1 т. с лишним кибиток; большинство этого племени кочует за Бузгушским хребтом, в магалах Гермаруд и Гаштаруд.
2) В Ардабильском провинции — где кочевники принадлежат исключительно к племени шахсевен, игравших последние 70 лет весьма шумную роль в истории наших пограничных сношений с Персией.

Кочевники Серабской провинции не выходят из ее пределов, подымаясь летом в свои яйлаги, на возвышенных склонах Бузгушского и Саваланского хребтов. Но шахсевены на зиму почти все уходят к р. Араксу, в Муганскую степь, и только летом их можно встретить в яйлагах по склонам Савалана, Богров-дага и Бузгуша, в магалах Юхары-Мешкин (Верхний Мешкин) и Ардабиль, через который проходит описанный маршрут.
Оседлое население живет в глинобитных или кирпичных постройках, о характере которых можно судить из сказанного в мар. №1, стр. 67 и 68.

Кочевники круглый год живут в кибитках, перевозимых вьюком на верблюдах. Кибитка состоит из цилиндрической разборной клетки, до 2,5 с. в диаметре, связанной из палок, с такого же рода приставным куполообразным верхом, а затем все это обтягивается войлоками (кошмами).

Оседлое население занято преимущественно хлебопашеством и садоводством, которые здесь требует особенно упорного труда, так как основаны исключительно на искусственном орошении. Из хлебных злаков преобладают: пшеница, рис, ячмень и просо.
Кочевники заняты исключительно скотоводством, разводя стадами верблюдов и овцов; в большом числе у них встречаются и лошади, преимущественно местных пород, между которыми лучшей считается шахсевенская (помесь арабской с кюрдской и карабахской): она не велика ростом, но отличается необычайной выносливостью, невзыскательна в пище и может совершать большие переходы без особого утомления.

Кочевники питаются исключительно покупным хлебом. Но в последнее время мне пришлось наблюдать интересный факт. Считая для себя унизительным заниматься хлебопашеством, богатые шахсевенские роды прибегают к найму оседлых жителей, которым дают бесплатно участки лучшей земли в своих кочевьях, помогают обстроиться и энергично защищают от всяких притеснений кого бы то ни было, не исключая и высших местных властей. Эти поселенцы обязуются отдавать приютившему их роду от 50% до 80% хлебного сбора в зерне. Мне лично пришлось посетить несколько подобных селений по нижнему течению р. Карасу (или Даравюрд-чай), в кочевьях шахсевенского племени Ходжа-ходжайлю. Такие поселки обыкновенно невелики, от 6 и до 30 дворов, и состоят из полуврытых в землю шалашей, весьма искусно оплетенных камышом.

Не смотря на баснословное плодородие почвы, в сухие и жаркие годы эти местности иногда посещаются неурожаями, некоторые часто влекут за собою сильный голод (как напр. в 1872 году); как местные власти, так и само Правительством Шаха, не заботятся о предупреждении подобных несчастий, а напротив многие из правителей, влиятельных лиц и принцев крови даже эксплуатируют подобные случаи для личного обогащения, скупая хлеб и затем перепродавая его народу по чудовищным ценам.




Артамонов Л. К. — Северный Азербайджан Военно-географический очерк (1890)

No comments:

Post a Comment