Thursday, January 25, 2018

Персидская нация (Мюллер Фридрих Август, 1896)

Персидская нация




Много удивительных вещей повествует старик Геродот про чужие страны и чужие народы, а в числе этих удивительных вещей чуть ли не самой удивительной является его утверждение о персах, будто бы они своих сыновей с 5 до 20 лет обучали лишь следующим трем наукам: ездить верхом, стрелять из лука и говорить правду1. Хотя чересчур мудрствующие старинные и, к сожалению, также и более новые критики упрекают отца истории в легковерии, или даже в неправдивости, но в большинстве случаев течением времени блистательно выяснилось и все еще продолжает выясняться полнейшая неосновательность подобного обвинения. Однако, приписывая персам правдивость, Геродот, действительно, — если можно так выразиться, — попал в просак. Так и вижу перед собой хитрую физиономию того лукавого иранца, который, обращаясь к многостранствовавшему ионийскому гостю с ласковой любезностью, среди других, более или менее верных сообщений, подсунул ему этот рассказ  правдивости персов. Оправданием подобного сообщения могло бы разве служить лишь то соображение, что персидский характер уже от природы до того склонен ко лжи, что его не в состоянии изменить пятнадцатилетнее вдалбливание любви к правде. Очевидно, что добрый наш Геродот не проник в иронический смысл сообщения, переданного ему восточным человеком; но еще труднее объяснить как мог вообще столь рассудительный Страбон, более чем 400 лет спустя, почти дословно списать у Геродота эту фразу о персах2, так как в указанный 400-летний промежуток времени римляне, не менее греков, имели достаточно случаев убедиться, насколько персам присуща любовь к правде? Хотя навряд ли следует относиться серьезно к частым жалобам римлян на лживость парфян3, а также к тому добродетельному возмущению, с которым они умеют рассказывать о вероломстве греков и пунийцев. С их стороны это просто на просто та самая высочайшая степень лицемерия, которая составляет наиболее непривлекательную основную черту этих сыновей волчицы4.
Впрочем в данном случае мнение римлян оказывается, действительно, верным. Персы, или точнее различные ветви иранского племени, все, без исключения, слишком остроумные люди, чтобы решиться говорить неприкрашенную, голую истину. Точно также и современный нам перс лжет не потому, что он, как большинство людей, вынужден это делать, или же как весьма многие — потому, что ложь приносит им выгоду, а просто на просто потому, что у него неправдивость — коренная природная черта характера и что ему приятно как можно изящнее блеснуть таким прекрасным дарованием. В самой отдаленной глуби истории этого народа, в которую мы только в состоянии проникнуть, — везде находим следы, указывающие на коренную принадлежность персам упомянутой нами некрасивой черты характера. Книга, которая в изящной форме заключает в себе всю серьезную жизненную мудрость, и теперь еще чуть ли не с молоком матери переходящую в плоть и кровь всякого перса, а именно, «Розовый сад», Саади, — содержит пространную главу о правилах обхождения с людьми, другую главу о выгоде молчания, но ни одной о преимуществах правды.
«Кто привык говорить правду, если однажды согрешит — позволительно; но кто уже известен по своим лживым речам, то, если скажет и правду, ему не поверят»5.
Отсюда до изречения Мирзы Шаффи: «Кто лжет, того нужно бить», расстояние, очевидно, значительное. Но как известно Мирза этот не перс, а турок из Генджи, или еще вернее, немец из Ганновера.

1) Геродот книга I, стр. 136.
2) Страбон, стр. 733.
3) Гораций, эпист. II, стр. 112 и т.д.
4) Хорошо рассчитанные и ловко выполненные убийства и всякие злые козни по отношению к другим народам, это, по мнению известного знатока, составляет собственно суть древней римской истории (К. Э. А. Шмидт, латинская фразеология, 1864, стр. 6). Однако достойные историки римской нации, и во главе их Цезарь и Саллюстий, сумели так серьезно разнообразить басню о волке и ягненке, что еще и теперь находится много неглупых людей, которые верят этой басне.»
5) Гюлистан, с персид. подл. перев. Холмогоров, Москва, 1882, стр. 327.



Мюллер, А. История ислама с основания до новейших времен; пер. с нем. под ред. прив.-доц. Н.А. Медникова: в 4 т. СПб.: изд. Л.Ф. Пантелеева, 1895-1896. Т.3. 1896. Стр. 1—3.

No comments:

Post a Comment