Sunday, June 24, 2018

Тюркские курганы на берегах Гёкче-гёль, в Эриванской губернии (А. А. Ивановский, 1893-1896)

Тюркские курганы на берегах Гёкче-гёль, в Эриванской губернии





Между Ново-Баязетом и Адяманом мне впервые на берегах Гокчи начали попадаться курганы и могилы, которых я насчитал здесь до ста. Из могил особенное мое внимание обратили на себя 8 могил в местности, называемой Куру-хараба. Могилы эти обставлены вертикально воткнутыми в землю камнями, число которых всегда нечетное ― от 5 до 13, и им предшествует ряд камней, идущих по направлению на восток. Число камней в каждом ряду колеблется между 34 и 60, при чем ряды камней задних могил подогнаны к впереди их лежащим таким образом, что все эти ряды идут по одной совершенно прямой линии. Эти могилы с рядами камней обратили на себя мое внимание потому, что точно такие же я видел в 1889 году в Монголии, на склонах и в долинах Тарбагатая. Такие же могилы были находимы Г. И. Потаниным в северо-западной Монголии, Д. Клеменцем ― в Минусинском крае и Н. М. Ядринцевым ― в Алтае, в долине р. Кок-су, и на Орхоне. Чтобы были находимы подобные могилы где-либо на Кавказе, мне неизвестно. Я имел в виду вторично посетить местность Куру-хараба и тогда произвести здесь раскопки; к сожалению, мне не пришлось потом вновь попасть сюда, и могилы остались не раскопанными.


Гр. Уварова, Прасковья Сергеевна, Материалы по археологии Кавказа, собранные экспедициями Московского археологического общества. Вып. 6 : [А. А. Ивановский. По Закавказью] : [археологические наблюдения и исследования 1893, 1894 и 1896 гг.]. - 1911. М. : тип. А. И. Мамонтова и К°, 1888-1916. Стр. 20.

No comments:

Post a Comment