Sunday, July 1, 2018

Самаркандские иранцы и мервцы (А. Хорошхин, 1871)


Самаркандские иранцы и мервцы




Ирани
Так называются потомки персиян, приведенных сюда будто бы около ста лет тому назад из Мерва эмиром бухарским Шах-Мурадом, известным в здешних историях также под именем Магзум-Джаннат-Макони. Покорив Мерв, Шах-Мурад привел сюда только 500 персидских рабов; но со временем они размножились через браки с таджиками, через добровольные переселения из Персии и наконец, через освобождение рабовладельцами тех, которые еще так недавно в значительном количестве сбывались, да и теперь сбываются иногда, на среднеазиатские рынки туркменами. Таким образом образовалась совершенно особая национальность, иногда весьма отличная, в особенности по наружности, от таджиков и от узбеков. Ирани, в силу религиозной нетерпимости большинства здешнего населения, были до нас суннитами; теперь же многие вернулись к прежнему своему верованию шиизму, а иные ― ни то, ни се. Говорят они по-таджикски и рассеяны по всем городам Бухарского ханства, но также в значительном количестве живут в Ташкенте. В Самарканде их считают до 2 т., а в Бухаре ― до 8000 душ.
Ирани издавна составляли то среднеазиатское сословие, которое называется шакирд-пиша (служилые). Придворные служилые среднеазиатских властителей по большей части, начав свою карьеру в звании махрама (камердинера) или дорбана (гридня), и т.п., при личных задатках и благоприятных обстоятельствах переходят и на высшие ступени иерархии: они бывают казначеями своих повелителей, воспитателями их детей, докладчиками просьб (одайчи), беками (правителями городов), военачальниками и даже нередко носят звание куш-беги, (первого министра). Таков и теперешний бухарский первый министр Мухаммед-Шах, родом ирани; таким же был и предместник его, некто Хаким, человек, хотя и умный, но гордый, стыдившийся своего происхождения из рабов и звавший себя узбеком, из колена алчин. Ирани занимаются земледелием, черными работами по найму, и во всех городах и деревнях группируются обыкновенно особо; в большинстве они далеко не зажиточны, а в качестве народа захожего, вместе с евреями, сильнее других здешних национальностей симпатизируют русским.


Хорошхин, Александр Павлович, Народы Средней Азии // Туркестанские ведомости, № 10. — Ташкент, 1871.


No comments:

Post a Comment