Tuesday, April 14, 2020

Европейская пресса о начале англо-каджарской войны 1856-1857 гг. (Кавказ, 1857)


Европейская пресса о начале англо-каджарской войны 1856-1857 гг.




― (Nord.) Большинство английской публики не довольно экспедицией против Персии и говорит, что Герату, быть может, лучше быть в руках Персии, чем во власти варварских и жестоких Авганов. Во всяком случае предпринять кампанию против Персии с 5,000 человек ― непонятная нелепость. В случае серьезной войны с Персией, Англии понадобится в двадцать раз больше солдат.
― Ультиматум, сообщенный лордом Редклифом персидскому послу Ферук-Хану, заключает в себе требования: о пересмотре трактатов, очищении Герата, уполномочении к основанию колоний вдоль персидского залива и предоставлении английским компаниям постройки железных дорог в персидских владениях. Шах требует нейтралитета Турции, а Англия союзничества ее или по-крайней мере разрешения на переход через Турцию английских войск.
― В Journal des Débats помещена статья г. Шемен-Депонтеса о предстоящей войне Англии с Персиею. Представляем извлечение из этой статьи: «Два пути существуют для торговли с Персиею: один северный, которым пользуются преимущественно Россия и Англия; другой южный, чрез Персидский залив, которым идет восточная, т. е. почти исключительно английская торговля. Северный путь идет через Константинополь, куда сходятся все товары, назначаемые в магометанские земли. В торговом отношении нет местоположения, которое могло бы сравняться местоположением столицы оттоманской империи: поставленный на границе восточной Европы с западною Азиею, при проливе, соединяющем Черное море с Средиземным, Константинополь служит складочным местом для торговли стран, прилегающих к этим морям, и для произведений тех промышленных центров Европы, которые ведут торговлю с Азией. Известно, что в константинопольский порт ежегодно входит 5,000 судов, вмещающих в себе 600,000 тонн. Самое большое число судов приходит из Греции, России, Англии, Австрии и Сардинии. Из Константинополя товары, назначаемые в Персию, отправляются Черным морем на пароходах в Требизонд, ― другое, столь же важное складочное место для европейской торговли. Сюда свозятся произведения западной Европы и русские, привозимые из Одессы, из Крыма, из Тифлиса, складочного места Закавказья. Из Требизонда товары отправляются на караванах через Эрзерум, где почти ничего не остается, в Тавриз. ― Что же касается до южного пути, то он, как мы уже сказали, идет через Персидский залив, где у Англичан есть не маловажные заведения: у них есть конторы в Бушире, порт которого они приготовляются занять военным образом; у них есть складочные магазины в Бендер-Абассе, на большей части островов Лазистанских, в Кегмэ, в Залимахе, в Анджаре, в Караке; у них есть фактории в Бассоре, при устье Евфрата. Отсюда отправляются английские или ост-индские товары в Шираз, Испаган и т. д. К этому пути примыкает сирийская транзитная торговля через Алепо, Дамаск, Моссул и Багдад; одним словом, через бассейн Тигра и Евфрата, по древнему торговому пути в Индию. Англичане завели уж пароходство по этим рекам и строят железную дорогу, которая откроет новый путь в их ост-индские владения. В настоящее время, по статистическим вычислениям, транзитная торговля через Требизонд и Эрзерум производится на сумму около 10,000,000 руб. сер.; через Сирию и Малую Азию идет товаров на 5,000,000, через арабские порты и через Бушир товаров провозится на 10,000 рупий (6,250,000 р. сер.). Итого всех Европейских товаров ежегодно перевозится в Персию на сумму около 21,250,000 р. сер.; за свои товары Европа получает шелки гилянские, шали испаганские, коханские, керманские и кашмирские, ширазские вина и табак, воск, камедь, лошадей, индиго, миндаль, изюм без косточек и т. д. Торговля эта весьма значительна, особенно если принять во внимание трудности провоза в Персию через Турцию. По гордости, лени или неспособности правителей, почему бы то ни было, везде, где господствовали Турки, до сих пор все падало и разрушалось; напр., дорога от Требизонда в Эрзерум и Тавриз не способствует вовсе движению торговли; караваны, которые ходят по ним, подвергаются часто нападению Курдов. Все сказанное нами может объяснить, почему Англия, оставив даже в стороне вопрос политический, заботится об утверждении в Персии своего коммерческого преобладания. Англия, по необходимости, которую можно назвать роковою, должна постоянно расширять круг потребителей своих произведений: миллионы фабрик железных, бумажных, шерстяных, беспрерывно увеличивают число своих произведений, и тем принуждают искать новых торговых путей. Вот источник материального величия Англии; но с тем вместе всякая остановка на этом пути была бы для нее гибельна.»
― Французский посланник в Персии г. Буре прибыл в Марсель, на пути в Париж.


Политическое обозрение. // Кавказ, № 4. — Тифлис, 1857, 13 Января.

No comments:

Post a Comment