Европейская пресса о начале англо-каджарской войны
1856-1857 гг.
― (Nord.) Большинство английской публики не довольно
экспедицией против Персии и говорит, что Герату, быть может, лучше быть в руках
Персии, чем во власти варварских и жестоких Авганов. Во всяком случае
предпринять кампанию против Персии с 5,000 человек ― непонятная нелепость. В
случае серьезной войны с Персией, Англии понадобится в двадцать раз больше
солдат.
― Ультиматум, сообщенный лордом Редклифом персидскому послу Ферук-Хану,
заключает в себе требования: о пересмотре трактатов, очищении Герата, уполномочении
к основанию колоний вдоль персидского залива и предоставлении английским
компаниям постройки железных дорог в персидских владениях. Шах требует
нейтралитета Турции, а Англия союзничества ее или по-крайней мере разрешения на
переход через Турцию английских войск.
― В Journal des Débats помещена статья г. Шемен-Депонтеса о предстоящей войне Англии с Персиею.
Представляем извлечение из этой статьи: «Два пути существуют для торговли с
Персиею: один северный, которым пользуются преимущественно Россия и Англия;
другой южный, чрез Персидский залив, которым идет восточная, т. е. почти
исключительно английская торговля. Северный путь идет через Константинополь,
куда сходятся все товары, назначаемые в магометанские земли. В торговом
отношении нет местоположения, которое могло бы сравняться местоположением
столицы оттоманской империи: поставленный на границе восточной Европы с
западною Азиею, при проливе, соединяющем Черное море с Средиземным,
Константинополь служит складочным местом для торговли стран, прилегающих к этим
морям, и для произведений тех промышленных центров Европы, которые ведут
торговлю с Азией. Известно, что в константинопольский порт ежегодно входит
5,000 судов, вмещающих в себе 600,000 тонн. Самое большое число судов приходит
из Греции, России, Англии, Австрии и Сардинии. Из Константинополя товары,
назначаемые в Персию, отправляются Черным морем на пароходах в Требизонд, ―
другое, столь же важное складочное место для европейской торговли. Сюда
свозятся произведения западной Европы и русские, привозимые из Одессы, из
Крыма, из Тифлиса, складочного места Закавказья. Из Требизонда товары
отправляются на караванах через Эрзерум, где почти ничего не остается, в
Тавриз. ― Что же касается до южного пути, то он, как мы уже сказали, идет через
Персидский залив, где у Англичан есть не маловажные заведения: у них есть
конторы в Бушире, порт которого они приготовляются занять военным образом; у
них есть складочные магазины в Бендер-Абассе, на большей части островов
Лазистанских, в Кегмэ, в Залимахе, в Анджаре, в Караке; у них есть фактории в
Бассоре, при устье Евфрата. Отсюда отправляются английские или ост-индские
товары в Шираз, Испаган и т. д. К этому пути примыкает сирийская транзитная
торговля через Алепо, Дамаск, Моссул и Багдад; одним словом, через бассейн
Тигра и Евфрата, по древнему торговому пути в Индию. Англичане завели уж
пароходство по этим рекам и строят железную дорогу, которая откроет новый путь
в их ост-индские владения. В настоящее время, по статистическим вычислениям,
транзитная торговля через Требизонд и Эрзерум производится на сумму около
10,000,000 руб. сер.; через Сирию и Малую Азию идет товаров на 5,000,000, через
арабские порты и через Бушир товаров провозится на 10,000 рупий (6,250,000 р.
сер.). Итого всех Европейских товаров ежегодно перевозится в Персию на сумму
около 21,250,000 р. сер.; за свои товары Европа получает шелки гилянские, шали
испаганские, коханские, керманские и кашмирские, ширазские вина и табак, воск,
камедь, лошадей, индиго, миндаль, изюм без косточек и т. д. Торговля эта весьма
значительна, особенно если принять во внимание трудности провоза в Персию через
Турцию. По гордости, лени или неспособности правителей, почему бы то ни было,
везде, где господствовали Турки, до сих пор все падало и разрушалось; напр.,
дорога от Требизонда в Эрзерум и Тавриз не способствует вовсе движению
торговли; караваны, которые ходят по ним, подвергаются часто нападению Курдов.
Все сказанное нами может объяснить, почему Англия, оставив даже в стороне
вопрос политический, заботится об утверждении в Персии своего коммерческого
преобладания. Англия, по необходимости, которую можно назвать роковою, должна
постоянно расширять круг потребителей своих произведений: миллионы фабрик
железных, бумажных, шерстяных, беспрерывно увеличивают число своих произведений,
и тем принуждают искать новых торговых путей. Вот источник материального
величия Англии; но с тем вместе всякая остановка на этом пути была бы для нее
гибельна.»
― Французский посланник в Персии г. Буре прибыл в Марсель, на пути в Париж.
Политическое обозрение. // Кавказ, № 4. — Тифлис, 1857, 13 Января.
No comments:
Post a Comment