Friday, May 29, 2020

Кызылбашские добровольцы во время третьей англо-афганской войны и провокация англичан против кызылбашей (Мир Гулам Мухаммад Губар, [1967] 1987)

Кызылбашские добровольцы во время третьей англо-афганской войны и провокация англичан против кызылбашей



Прибыв в Кандагар, иттимад ад-даула отстранил Хошдил-хана Лойнаба от занимаемой должности и призвал весь народ к джихаду. Тысячи добровольцев, вооружившись и запасшись продуктами, собрались под его знамена. Это были представители разных слоев населения провинции. Среди них находились: Хаджи Абдул Азиз-хан и Хаджи Мухаммад Амин-хан из Сарван-Кала; алькозаи Хаджи Мухаммад Наваб, Тадж Мухаммад-хан, Сарболанд-хан, Файз Мухаммад-хан, Дин Мухаммад-хан и Дад Мухаммад-хан; Мухаммад Хашим-хан из Аргандаба; Мухаммад Анвар-хан и Хаджи Тур-хан из Аргасана; Абдулла-хан; Азизулла-хан Баби; кызылбаш Сеид Нур Мухаммад Шах-хан; белудж Мухаммад Ислам-хан; жители Кабула Хаджи Мухаммад Якуб-хан Тохи и Хаджи Абдуррауф-хан; Хаджи Мухаммад Аюб из племени какар; Ахунд-заде Фазл Хак-хан, Маулави Абдул Васе-хан, Гулам Хасан-хан, Абдул Али-хан, Хаджи Худаяр-хан из племени баракзай; Хаджи Мухаммад Осман-хан, Ахунд-заде Мухаммад Расул-хан, Ахунд-заде Мухаммад Хасан-хан, Абдул Вахаб-хан, Файз-Мухаммад-хан из племени попальзай; Абдул Хамид-хан из племени мухаммадзай; жители Кандагара — Ахунд-заде Абдул Хамид-хан, Ахунд-заде Абдул Хак-хан и Мухаммад Анвар-хан и др.

Иттимад ад-даула во главе многотысячной армии солдат и добровольцев двинулся по направлению к границе. Англичане, имевшие большой опыт войны с афганским народом, провоцировали столкновения между самими афганцами в их тылу. Так, в Кандагаре был убит мальчик из семьи ханифитов и погребен в сарае кызылбаша Нур Мухаммад Шах-хана. Затем распространился слух о том, что мальчик-суннит был убит кызылбашами-шиитами Кандагара из религиозных побуждений. Несколько подкупленных духовных лиц издали фетву об убийстве кызылбашами суннита; в результате в городе произошли столкновения. Одновременно в армии добровольцев был пущен слух о том, что в Кандагаре вспыхнул религиозный конфликт и в ходе столкновений пролилась кровь тысяч женщин и детей — суннитов и шиитов. Расчет был сделан на то, что народные ополченцы, что бы защитить свои семьи и имущество, вернутся домой, оголив тем самым фронт. Однако этого не произошло: части народной армии не покинули фронт. В Кандагаре усилиями патриотических сил были восстановлены мир и спокойствие. Впоследствии в городе говорили, что в этих событиях свою грязную роль сыграли хаким Кадани Султан Мухаммад-хан и агенты Хошдил-хана Лойнаба.

 

 

Мир Гулам Мухаммад Губар, Афганистан на пути истории. — Москва: Наука, 1987, стр. 95-96.

 


No comments:

Post a Comment