Thursday, August 7, 2014

Борчалинская дистанция (1836)

Борчалинская дистанция




По камеральному описанию 1832 года считается в 145 селениях Борчалинской дистанции 4,092 дыма, которые заключают 13,762 души мужского пола. Принимая в соображение пространство всей дистанции, откроется, что на каждую квадратную версту приходится не более 1,7 душ мужского пола.


Тамошние жители разделяются на 5 классов: 1) дворянство, состоящее из грузинских князей, собственно дворян, татарских агаларов и их родственников; 2) духовенство: греческое, армянское и мусульманское; к последнему можно причислить сеидов и дервишей; 3) поселян; 4) рудопромышленников, подлежащих горному ведомству; 5) вольных хлебопашцев, как-то: немецкие колонисты, гуморетские грузины и часть греков.

Грузинские князья и дворяне, имеющие крестьян и земли в Борчалинской дистанции, пользуются теми же правами, как и в других местах Грузии; равномерно права татарских агаларов и всего духовенства совершенно одинаковы с правами этих состояний в прочих дистанциях, исключая того, что в некоторых помещичьих селениях духовные лица армянского исповедания платят помещикам подати.

Поселяне разделяются на принадлежащих казне, церковному ведомству и помещикам. Все казенные татарские селения имеют агаларов; армянские же, греческие и грузинские освобождены от их заведывания. В отношении обязанностей к правительству, они сходны во всем с казенными крестьянами Казахской и Шамшадильской дистанции. Церковные крестьяне, как греко-грузинской, так и армянской, церквей, пользуются равными правами с казенными, с той разницей, что не имея ни агаларов, ни меликов, платят церкви махту, т.е. денежную подать, а в казну один только сурсат, т.е. подать хлебом. Помещичьи крестьяне, состоя в полной зависимости владельцев, платят им денежную махту, галлу или 7-ю часть урожая хлеба, обрабатывают для них землю и дают в праздники по два раза в год подарки, состоящие из денег, баранов, соли, кур и т.п.

Рудопромышленники, которых впрочем мало, суть греки, занимающиеся рудокопством и плавкой меди на Алавердинском заводе; они не платят в казну никаких податей и не несут земских повинностей, за что доставляют правительству десятую часть добываемой ими меди и 2 процента за рабочих, даваемых им в пособие из армянских селений Борчалинской и Казахской дистанций.

Вольные хлебопашцы состоят из немцев, греков и грузин. Первые переселились из Виртембергского королевства в 1818 году в Елизаветпольский округ, а оттуда в 1819 году перешли в Борчалинскую дистанцию. Они, как колонисты, состоя на льготе, не платят еще никаких податей и не несут земских повинностей. Греки, бывшие рудопромышленники, занимавшиеся плавкой серебра на Ахталинском заводе, который разорен Омар-ханом Аварским. Они также не платят в казну никаких податей, участвуя только в некоторых повинностях. Грузины суть переселенцы из Горийского уезда; податей не платят, а из земских повинностей дают только одни подводы.

Жители Борчалинской дистанции состоят из пяти племен: татар, которых находится 8,479, армян — 3,634, греков — 767, грузин — 669 и германцев — 313 душ мужского пола.
В Борчалинской дистанции два главных вероисповеданий: христианство и магометанское. Первое разделяется: 1) на греческое, к которому принадлежат греки, 2) греко-грузинское, исповедуемый грузинами, 3) армянское у армян и 4) лютеранское у Виртембергских поселенцев. Татары же исповедуют магометанскую религию. Те из них, которые обитают в Борчалы и в селениях, управляемых Алмаз-Султаном, держатся Алиевой секты, а в Демурчихасанлы — Омаровой.

В Борчалинской дистанции говорят татарским, армянским, грузинским и немецким языками; греки употребляют язык татарский; отечественный же знают не многие. Самый же употребительный язык в дистанции — татарский.

Жители вообще росту среднего, сложения крепкого, и сильны; цветом лица большей частью смугловаты. Нравы, обычаи и предрассудки Борчалинских армян и татар ни мало не отличаются от тех, какие свойственны жителям Казахской дистанции. Касательно же греков и грузин можно заметить, что они не многочисленны и находясь постоянно между татарами, совершенно приняли их обычаи, исключая, однако же религиозных.

Армяне деятельны, сродни к торговле и ремеслам; но занимая дурные земли, лежащие в гористых местах, не имея настоящих понятий о земледелии и принадлежа большей частью помещикам, которые мало заботятся о их благосостоянии, находятся в бедном состоянии. Татары же хотя владеют лучшими местами, но, по свойственной им лености, не столь прилежно занимаются земледелием, однако живут богаче армян. Здесь можно заметить, что Борчалинские мусульмане, особенно шииты, вовсе не фанатики: духовенство у них не имеет никакого влияния на умы; они не слишком религиозны, так что в дистанции нет даже мечетей; дервиши и сеиды не пользуются тем уважением, какое оказывают им в других местах. Впрочем, и Борчалинские жители склонны к воровству и грабежам, но менее нежели татары Казахской и Шамшадильской дистанций. Борчалинские грузины отличаются особенной леностью, и во всем далеко отстали от своих единоземцев, обитателей Грузии.

В Борчалинской дистанции находится две школы: греческая на Алавердинском медеплавильном заводе, и немецкая в Екатеринофельдской колонии. В обеих обучают одной только грамоте. В прочих селениях: татарских, армянских и грузинских, нет никаких учебных заведений, почему дети некоторых армян и обучаются в Тифлисском армянском училище.
В отношении жилищ и одежды, жители Борчалинской дистанции, исключая немецких колонистов, совершенно сходны с жителями Казахской и Шамшадильской дистанций.
Управление дистанцией вверяется главному приставу, который избирается и назначается правительством.




Обозрение российских владений за Кавказом, в статистическом, этнографическом, топографическом и финансовом отношениях. Часть II (1836), страница 275-280.

No comments:

Post a Comment