Saturday, October 8, 2016

Шаxсевены и Ардебиль (Гв. Поручик Блюмер, 1891)

Шаxсевены и Ардебиль




До Кажбинского таможенного поста, расположенного у подножия гор, в расстоянии 14 вер. от Астары, по левому берегу реки Астара-Чай, составляющей границу между Россией и Персией, дорога переходит около 10 раз, бродом, с одного берега этой реки на другой. Броды сначала удобные, даже для колесного движения; но по мере приближения к горам, русло делается каменистым. Река имеет ширину в 8 саж. и глубину от 1―1 ф. После продолжительных дождей она, как все горные речки, сильно увеличивается, но затем быстро опять спадает.

От Кажбинского поста в Ардебиль ведут 3 дороги:
1)      Вверх по реке Астара-Чай, затем на Минавер и Намин.
2)      Вверх по той же реке, затем на Аx-Мечет и Xанеки.
3)      Дорога “Армуды”, которая идет севернее прочих прямо на Xанеки.
Все эти 3 дороги приблизительно одинакового протяжения ― около 55 вер. и находятся в одинаковом отвратительном состоянии. Они пролегают в густых лесах, по крутым горам, с скользкими и топкими склонами. В особенности последнее обстоятельство затрудняет движение; случается, что после дождей, вьючные караваны доходят от Кажбинского поста до города Ардебиль лишь на 3-й или 4-й день.
Кажбинский пост состоит из казарм, построенных из дерева, для одного взвода чинов пограничной стражи; перед казармами находится вышка вышиною в 15 саж.
Дорога Армуды, которая была выбрана составителем сей записки, пролегает густым лесом и постоянно спускается и подымается, местами до 3,000 ф. Большею частью тропинка вытоптана до того, что превратилась в желоб, дно которого покрыто кочками. При встрече, не только караваны, но даже отдельные всадники могут лишь с большим трудом сворачивать с пути. Пройдя от Кажбинского поста 18 верст, дорога спускается к верховьям реки Астара-Чай, перед которыми перерезывается несколько горными ручейками. Сама река здесь представляется в виде горного ручья.
С обеих сторон, в особенности севернее пути, возвышаются отвесные голые скалы.
Далее дорога очень продолжительна, но не круто вьется вверх по склонам гор правого берега реки, по которым там и сям встречаются хлебные поля и отдельно стоящие деревья. Дорога вообще хороша и легко могла бы быть приспособлена для колесного движения, которое далее, до города Ардебиль, возможно и в настоящем состоянии пути.
Достигнув вершины горной цепи, дорога отлого спускается на несколько сот ф. в плодородную и обширную Ардебильскую равнину. Последняя орошается системой реки Кара-Су, притока Аракса; западнее города Ардебиль подымается выше 15,000 ф. отдельно стоящая гора ― Савалан.
В Ардебильском округе насчитывают 223 селений, в соседнем округе Арше 31 и в Наминском ханстве 48 (по сведениям Ардебильского старшины купечества). Все эти селения разбросаны и большею частью незначительны; строительным материалом служит исключительно глина.
Дорога грунтовая, но хорошая; лишь после дождей она портится, так как она пролегает по суглинистой почве и проходит местами через солончаки.
Пройдя от границы около 3 вер., дорога разделяется на 2 пути, из коих один идет на Намин, другой ― между двумя незначительными холмистыми цепями к деревушке Xанеки. Через другие 3 версты дорога достигает небольшой деревни Xанеки-Паин, за которой протекает незначительная речка, перерезывающая путь у селения Сула. Здесь дорога меняет юго-западное направление на юго-юго-западное, оставляет вправо село Чаназа и переходит у деревни Нуаны, расположенной в расстоянии 14 верст от границы, через маловодную речку, по деревянному мосту на кирпичных устоях; длина моста равняется 10 саж., при ширине в 1 саж.
Далее, левее пути и параллельно ему, тянется русло обыкновенно высохшей речки, через которую построен деревянный мостик. Местность здесь несколько топка; встречаются солончаки.
Пройдя от Нуаны 6 верст, дорога перерезывается у деревни Гиландэ рекой Кара-Су, через которую переходят в брод, так как большой кирпичный мост, построенный через нее, частью снесен рекой. Ширина последней равнялась, в начале мая нынешнего года, 12 саж., при глубине в 2 ф., но во время половодия река Кара-Су сильно разливается и в брод непроходима. Недалеко от города Ардебиль дорога перерезывается притоком Кара-Су, рекою Балыглы, через которую тоже переходят в брод, что в мае месяце затруднений не представляло. Ширина реки равнялась 10 саж., при глубине менее двух футов.
После Тавриза Ардебиль второй складочный пункт товаров, идущих в Россию или обратно. Главные предметы вывоза суть: сушенные фрукты, шерсть, мерлушки, козлиные кожи, хлопчатая бумага и т.д.; предметы ввоза: сахар, свечи, разного рода металлы и металлические изделия чай, ситец и др. Что касается до последнего товара, то, не смотря на закрытие закавказского транзита, на базарах преобладают английские ситцы.
Из Ардебиля в Астару и обратно отправляют ежегодно более 100,000 вьюков; стоимость провоза вьюка составляет около 1 тумана (2 бум. руб.).
Постройка хорошей дороги имела бы непременным последствием увеличение торгового движения.
По сведениям старшины купечества в Ардебиле насчитывают около 8,500 домов, 6 каравансараев, около 900 лавок и 20 мечетей.
Подать, которую город платит правительству, составляет 3,900 туманов.
Ардебиль наружной ограды не имеет, но в юго-восточном участке города находится цитадель. Последняя имеет форму прямоугольника, длиною в 350 и шириною в 30 шагов. Бруствер имеет начертание бастионное, перед ним находится мокрый ров, шириною в 10 саж. Весь бруствер состоит из сырцового кирпича, лишь одежда сделана из жженного кирпича, но во многих местах от нее остались одни следы.
Бастионы, (их всего 4), которые значительно возвышаются над куртинами, соединены между собой глиняной стеной с бойницами.
Кочевое население Ардебильского округа составляют преимущественно шаxсевенны; они делятся на следующие имена:
I. Собственно ардебильские шаxсевенны.
1)      Полатли
2)      Xамислу
3)      Юрчи
4)      Дурсун-Xаджали
5)      Текле
6)      Эрзебеглу
7)      Талиш-Микелу
8)      Бегбаглу
9)      Иекелу
Эти шаxсевенны имеют вместе около 300 домов. Малиат (подать правительству) определен в 7,000 туманов, но персидские чиновники их заставляют платить около 15,000 туманов.
II. Мешкинские шаxсевенны.
1)      Нурулла-Каджабаги
2)      Иса-Коджабаги
3)      Каракасымлу
4)      Мастали-Беглу
5)      Бендали-Беглу
6)      Мучанлу
7)      Xаджи-Xоджали
8)      Демерчулу
9)      Бегбаглу
10)  Альбибаллы
11)  Мурашлу
12)  Жаниарлу
13)  Гейкли
14)  Пир-Эйвешлу
15)  Горабазлу
16)  Кольцлу
17)  Xалифелу
18)  Джеловдарлу
19)  Сулиджанлу
20)  2-й Талиш-Микелу
21)  Аджирли
22)  Серуxанбеглу
23)  Бала-Беглу
24)  Xоджали
25)  Новруз-Алибеглу
26)  Удулу
27)  Зергерлер
28)  Миллы
29)  Гуссейн-Xоджали
30)  Галачу-Беглу
31)  Тиршилы
32)  Кабалу
33)  Араблу
34)  Эйвеншлы
35)  Еды-Оймаx
36)  Xомулу
37)  Сари-Джафарлу
38)  Аxкасымлу
39)  Xалатлу
40)  Ризалу
41)  Xамзе-Xанлу
42)  Садат-Барынджи
43)  Мир-Улелу
44)  Xилафлу
45)  Xуссейн-Xаджелу
Эти шаxсевенны имеют вместе 9,000 домов. На место определенного правительством малиата в 8,000 туманов их заставляют платить около 20,000 туманов.


Описание дороги из г. Казвин в Решт, Фюмен, Астару, Ардебиль, Зенджан и обратно в Казвин, Гв. Поручика Блюмера, с картою, 1890 г. Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. Вып. [49] (1891)


No comments:

Post a Comment