Saturday, October 8, 2016

Ахалцихские карапапахи (В. Н. Филипов, 1872)

Ахалцихские карапапахи




При всей незначительности протяжения пограничной полосы Ахалцыхского уезда, она заключается в своих пределах население самое разнообразное по языку, характеру и образу жизни.
У подошвы пограничных гор Коблианского участка живут мусульмане грузинского племени, говорящие по татарски и по грузински. Они отличаются от своих соседей оседлою жизнью и трудолюбием, и довольно индеферентны в смысле политических симпатий, если только удалены от фанатизирующего влияния мусульманского духовенства. Если они и могут подвергнуться упреку в нарушении таможенных правил, то более как укрыватели мусульман контрабандистов.
Самые же пограничные горы Коблианского участка населены частью семействами курдов, частью мелкими племенами неизвестного происхождения и вообще называемыми инородцами. Зимой они живут в глубине труднодоступных ущелий, а летом кочуют со своими стадами по горным скатам, обнаруживая не преодолимую склонность к хищничеству.

В ущелье Куры, от того места, где она входит в наши пределы и почти до Хертвиса, а отчасти также и вдоль подошвы Арджанских и Чалдырских пограничных гор до озера Ханчалы-Гель, живут мусульмане татарского происхождения, выходцы из Борчалы, Шамшадиль и других центральных провинций Закавказья. Они известны под названием кара-папах (черная шапка) и занимаются скотоводством, поэтому летом уходят для пастьбы скота на Арджанские и Чальдырские горы, где и предаются, пользуясь пересеченною местностью, почти беспрепятственно грабежу, или на Триалеты, проводя здесь время довольно смирно в соседстве с своими смертельными врагами тушинами, которые кочуют там же и не пропускают безнаказанно ни одного случая грабежа. Зимой кара-папахи праздно проживают в своих селениях, промышляя по мере возможности разбоями.
Между кара-папахами живут в довольно больших селениях армяне-григориане, народ смирный и трудолюбивый, занимающийся хлебопашеством.
Далее к востоку до границы Эриванской губернии лежат шесть многолюдных и богатых селениях русских духоборческой секты. Духоборы занимаются преимущественно извозом и скотоводством.
Имея много лошадей, они могут быть очень полезны в случае наступательных действий с нашей стороны, как перевозочными средствами, так и по снабжению армии довольно большим числом хороших упряжных лошадей. Но к сожалению граница здесь совершенно обнажена от войск, не смотря на то, что эти селения представляют все условия к удобному расположению в них пехоты и кавалерии. Поэтому с первыми слухами о войне здесь появляются многочисленные партии наших и заграничных татар, всегда готовых на грабежи.
В 1853 году объявлению войны предшествовали хищнические вторжения Чалдырских татар и курдов, совершенно разграбивших сел. Орловку и заставивших жителей остальных пяти селений удалиться к озеру Топоравань с потерей значительной части своего имущества.



Филипов В. Н. — Военный обзор Тифлисской губернии и Закатальского округа (1872)

No comments:

Post a Comment